Банковская гарантия на обеспечение заявки на участие в закупках по 44 ФЗ

Изменили правила обеспечения госконтракта для закупок среди СМП и СОНКО

В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения придется считать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не начальной (максимальной) цены (НМЦК).

Обеспечить придется в размере, который не меньше авансирования.

Поставщик в таких закупках не будет обеспечивать контракт, если отправит госзаказчику сведения из реестра контрактов. Нужно подтвердить, что на протяжении 3 лет до подачи заявки победитель выполнил 3 контракта без неустоек.
к содержанию ↑

Определили новый срок действия банковской гарантии

Участники закупки решат, на какой срок предоставлять гарантию. Этот период должен превышать срок исполнения обязанностей не меньшем чем на месяц.

Когда подрядчик получит отсрочку для завершения работ, услуг или поставки, ему придется договариваться с банком, чтобы продлить или получить новую гарантию.

Обновили правила уменьшения обеспечения

В процессе исполнения госконтракта размер ОИК можно уменьшить, если:

  • предоставляется новая гарантия взамен банковской, полученной в банке, потерявшим лицензию на осуществление банковских операций;
  • изменяется способ обеспечения исполнения контракта;
  • в госконтракте предусмотрены отдельные этапы его исполнения.

Как обеспечивать контракт в уменьшенном размере прописали в новых ч. 7.2 и 7.3 ст. 96 закона о контрактной системе.

Если поставщик обеспечивал обязательства банковской гарантии, то требование заказчика уплатить деньги по такой гарантии не может быть больше размера, рассчитанного по сведениям об исполнении контракта из реестра.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Если поставщик обеспечил деньгами, то он вправе заявить о желании вернуть их в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанного по сведениям о его исполнении.
  • поставщик должен исполнять госконтракт без неоплаченных неустоек;
  • аванс, который предусмотрен госконтрактом, должен быть «отработан», т. е. ТРУ приняты заказчиком в объеме не меньше выплаченного аванса.

Уменьшить ОИК нельзя будет и в случаях, которые определит Правительство для обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан. Пока проекта такого Постановления на официальном сайте проектов нормативных актов нет.

к содержанию ↑

Определили правила для обеспечения гарантийных обязательств

С июля 2020 года заказчики начнут требовать обеспечить гарантийные обязательства. Это правило будет действовать, если госконтрактом предусмотрены гарантийные обязательства и заказчик требует обеспечить основные обязательства.

Обеспечить гарантию можно будет как банковской гарантией, так и деньгами. Выбрать способ разрешили поставщику. Он может поменять способ или предоставить другую банковскую гарантию вместо первоначальной.

Для срок действия банковской гарантии установили, что он должен превышать период гарантийных обязательств не меньше чем на месяц.

Как обеспечивать гарантийные обязательства, должно быть прописано в госконтракте. Эти же сведения рекомендуем прописать и в других закупочных документах. Если заказчик требует обеспечить гарантийные обязательства, то документы о приемке поставленных ТРУ будут подписываться только после предоставления поставщиком такого обеспечения.

С 1 июля вступает в силу большой блок изменений в 44-ФЗ. В этой статье расскажем обо всем, что меняется в обеспечении контракта по свежему 71-ФЗ и уже знакомому 502-ФЗ.

к содержанию ↑

Новое в закупках среди СМП и СОНКО

Участники с опытом могут не обеспечивать контракт

Это правило распространяется на тех, у кого есть успешный опыт исполнения госконтрактов:

  • Таких контрактов должно быть не меньше трех и они должны быть исполнены без штрафов и неустоек.
  • Сумма представленных контрактов — не меньше НМЦ текущей закупки.
  • Информация о контрактах должна быть внесена в реестр контрактов. Выпиской из него победитель будет подтверждать добросовестность.

Размер обеспечения считается с цены победителя, а не НМЦ

Это же правило действует в закупках со снижением 25%, когда “включаются” антидемпинговые меры. Но в любом случае обеспечение контракта должно быть не меньше аванса.

Предполагаем, что обе льготы будут действовать только в закупках специально среди СМП. То есть, если вы СМП и победили в закупке “для всех”, придется предоставить обеспечение (а не успешно исполненные контракты) и рассчитывать его от НМЦ.

к содержанию ↑

Сервис Контур.Спектр — Получите банковскую гарантию онлайн

Сервис бесплатно подберет банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в банках-партнерах.

Сумма для обеспечения контракта до 200 млн рублей.

  • Все взаимодействие с банком — от заявки до получения — проходит в электронном виде.
  • Сервис оценит компанию и даст прогноз на получение гарантии в разных банках.
  • Сервис рассчитает условия гарантии во всех банках партнерах. Сравните и выберите наиболее подходящие.
к содержанию ↑

Вид и размер обеспечения можно поменять

Такая возможность была и раньше, но в новую редакцию 96 ст. 44-ФЗ добавили подробностей. Уменьшить размер обеспечения можно, если в контракте предусмотрены отдельные этапы его исполнения. Обеспечение уменьшается только пропорционально исполненным обязательствам, например в таких случаях:

  • Поставщик выполнил отдельный этап контракта без неустоек и получил оплату по нему. После того как отчет об исполнении этапа с суммой оплаты появится в реестре контрактов, поставщик отправляет заказчику просьбу вернуть сумму обеспечения, пропорциональную стоимости этого этапа контракта. Если в закупке был аванс, то стоимость поставленных товаров или исполненных работ должна его превышать.
  • Поставщик предоставляет новую банковскую гарантию, так как лишили лицензии банк, в которой он получал предыдущую.
  • Изменяется способ обеспечения исполнения контракта. Например, поставщик хочет забрать обеспечение деньгами и взамен предоставить гарантию.
В некоторых случаях уменьшать обеспечение нельзя будет — в закупках для обороноспособности и безопасности страны, закупках лекарств и услуг адвокатов. Подробности пропишут в отдельном подзаконном акте.
к содержанию ↑

Установили срок возврата обеспечения контракта

Раньше срок возврата был указан только в случаях, когда победитель перевел обеспечение, а контракт не был подписан (например, по решению ФАС). Теперь все четко:

  • В закупках только для СМП обеспечение вернут в течение 15 дней с даты исполнения обязательств (подписание акта-приемки).
  • В закупках для всех — в течение 30 дней от исполнения контракта.

Банковская гарантия или БГ может потребоваться на этапе подачи заявки на участие в процедуре в целях ее обеспечения. Обеспечение заявки это своего рода гарантия перед заказчиком, что участие в закупках будет принимать добросовестный поставщик — не откажется от заключения контракта и не отзовет свое предложение в случае победы.

от 0,5% до 1% если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) до 20 млн рублей;

и от 0,5% до 5 %, если НМЦК более 20 млн рублей.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и НМЦК превышает 20 млн рублей, размер обеспечения заявки не может превышать 2% НМЦК.

Учитывая, что НМЦК закупки, проведенной только среди субъектов малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированных некоммерческих предприятий (СОНКО) ограничена 20 млн рублей (ч.1 ст. 3 44-ФЗ), а значит, размер обеспечения заявки на участие в такой закупке также не превышает 1 %.

Гарантия должна быть выдана банком из утвержденного перечня Министерством финансов РФ. Такой перечень ведется Минфином России и публикуется на официальном сайте министерства (https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/).

сумма, которую банк выплатит заказчику при неисполнении обязательств;

обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

условие о том, что исполнение обязательств банка-гаранта подтверждается фактическим поступлением денежных средств на счет заказчика;

условие о выплате неустойки за каждый день просрочки – 0,1% от суммы гарантии;

перечень документов, установленный Правительством РФ, которые заказчик должен предоставить банку вместе с запросом уплатить денежную сумму по банковской гарантии.

Финансовый сервис компании «Росэлторг» поможет вам получить банковскую гарантию:

Минимальная комиссия за выпуск гарантии от 2,5%;

Все услуги оформляются дистанционно без посещения банка;

Достаточно один раз загрузить документы в личный кабинет;

Банковская гарантия выдается для любых электронных площадок;

Подготовленная заявка рассматривается сразу в 20 банках – партнерах.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

к содержанию ↑

Статья 45. Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий

1. Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи.

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

1.2. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

1.3. В течение срока реализации утверждённого Советом директоров Центрального банка Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения указанного плана, банковскими гарантиями такого банка могут быть обеспечены заявки и исполнение контрактов вне зависимости от соответствия (несоответствия) такого банка установленным в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи требованиям при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка.

1.4. В течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения Советом директоров Центрального банка Российской Федерации указанного плана, такой банк не исключается из указанного перечня при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка.

1.5. Сведения о факте и дате утверждения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, и сведения о факте и дате принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации указанного плана направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок не позднее чем в течение пяти рабочих дней, следующих за днём принятия указанного решения.

1.6. В случае, если банк, включенный в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения в отношении такого банка плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства, исключен из указанного перечня до дня принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, такой банк включается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в указанный перечень не позднее чем в течение пяти рабочих дней, следующих за днём получения от Центрального банка Российской Федерации сведений, указанных в части 1.5 настоящей статьи.

2. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

  • 1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьёй 96 настоящего Федерального закона;
  • 2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • 3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • 4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  • 5) срок действия банковской гарантии с учётом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
  • 6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • 7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

3. В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счёта гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

3.1. Уменьшение в соответствии с частями 7 и 7.1 статьи 96 настоящего Федерального закона размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии.

При этом датой такого отказа признаётся дата включения предусмотренной частью 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона информации в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьёй 103 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

5. Заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий трёх рабочих дней со дня её поступления.

6. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

  • 1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьёй реестрах банковских гарантий;
  • 2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
  • 3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

8. Банковская гарантия, используемая для целей настоящего Федерального закона, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи.

Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

8.1. Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях не размещается на официальном сайте, а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

8.2. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. В реестр банковских гарантий и закрытый реестр банковских гарантий включаются следующие информация и документы:

  • 1) наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
  • 2) наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
  • 3) денежная сумма, указанная в банковской гарантии и подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований настоящего Федерального закона;
  • 4) срок действия банковской гарантии;
  • 5) копия банковской гарантии, за исключением банковской гарантии, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр банковских гарантий в соответствии с частью 8.1 настоящей статьи;
  • 6) иные информация и документы, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации.

11. Банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой её выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные в части 9 настоящей статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий информацию для включения в закрытый реестр банковских гарантий.

12. В случае предоставления нового обеспечения исполнения контракта в соответствии с частью 30 статьи 34, пунктом 9 части 1 статьи 95, частью 7 статьи 96 настоящего Федерального закона возврат банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится.

к содержанию ↑

Законодательные акты по теме

Постановление Правительства РФ от 24.07.2017 № 874 О максимальной сумме одной банковской гарантии и максимальной сумме всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, для принятия банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов
Федеральный закон от 21.07.2014 № 213-ФЗ Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ
Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ О страховании вкладов физических лиц в банках РФ
к содержанию ↑

Типичные ошибки

Ошибка: Крупный налогоплательщик, уплативший за последние 3 года 3 млрд. рублей налогов, оформляет банковскую гарантию с целью возмещения НДС в ускоренном порядке.

Комментарий: С недавних пор крупным налогоплательщикам достаточно уплатить 2 млрд. рублей налогов за последние 3 года, чтобы получить право на возмещение НДС в заявительном порядке без банковской гарантии. Требования были упрощены в качестве компенсации бизнесу за повышение ставки НДС.

к содержанию ↑

Разновидности гарантийных операций

Оформляемые банком гарантии принимаются частными организациями и предприятиями, а также муниципальными и государственными инстанциями.

СМП Банк не сотрудничает с кредитными брокерами или посредниками, поэтому получить желаемую услугу можно непосредственно в территориальном офисе.

Гарантийный продукт оформляется для следующих целей:

  • приятие участия в тендере или государственном конкурсе;
  • оплата арендных или авансовых платежей;
  • обеспечение исполнения контрактных обязательств;
  • в пользу государственных инстанций (например, ФТС) и IATA.

Гарантия предоставляет клиенту возможность заключить выгодную сделку, найти новых контрагентов, обеспечить исполнение контракта с сохранением собственных денежных средств в обороте.

Заказчиком услуги является принципал – ИП либо организация. В случае нарушения условий договора с контрагентом (бенефициаром) банк-гарант предоставит по его требованию соответствующее денежное вознаграждение.

к содержанию ↑

Особенности оформления банковских гарантий СМП Банком

Условия оказания услуги определяются в персональном порядке, потому как во многом зависят от разновидности гарантийной операции, выбранной клиентом, особенностей бизнеса, нюансов основной сделки (между принципалом и бенефициаром), факта наличия или отсутствия залога.

Гарантия предоставляется на следующих условиях:

  • на срок до трёх лет включительно;
  • с определением суммы финансирования и размера удерживаемой комиссии в персональном порядке;
  • с возможностью предоставления залогового обеспечения или без него.

Размер комиссии, взимаемой банком за выдачу гарантийного продукта, зависит от срока действия договора и суммы финансирования.

Минимально удерживается 5 тыс. рублей. Величина сбора определяется персонально для каждого заявителя Кредитным комитетом после изучения финансовой и иной документации, предоставленной клиентом.

Для заключения договора на оптимальных условиях возможно предоставить залоговое обеспечение:

  • спецтехнику;
  • транспортное средство;
  • дорогостоящее оборудование;
  • товары в обороте;
  • вексели СМП Банка;
  • гарантийные депозиты;
  • имущественные комплексы;
  • ликвидные объекты недвижимости (земельные участки, жилые и нежилые помещения).
Банк в обязательном порядке требует поручительства собственников бизнеса. Индивидуальный предприниматель может привлечь в качестве поручителя своего супруга.
к содержанию ↑

Порядок одобрения кредитного лимита или кредита

Индивидуальные предприниматели и организации могут получить специальный срочный кредит или открыть невозобновляемую кредитную линию в банке с целью исполнения контракта или принятия участия в тендере (торгах).

В этом случае клиенты могут рассчитывать на следующие условия:

  • получение суммы от 3 млн. вплоть до 300 млн. рублей;
  • заключение договора с банком на срок до 3 лет;
  • оплату комиссионного вознаграждения в размере от 13%.

Для получения срочного кредита или одобрения определённой кредитной линии требуется поручительство владельцев бизнеса.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Обеспечение по гарантии может предоставляться по соглашению сторон. В некоторых случаях необходимо страхование ответственности заказчика услуги.

Размер процентной ставки определяется персонально с учётом суммы кредита (кредитной линии), сроков финансирования, материального положения клиента, факта наличия или отсутствия залога и его ликвидности.

Расчёт комиссионного сбора, удерживаемого банком, осуществляется квалифицированным специалистом после изучения бухгалтерской и налоговой отчётности, предоставленной заявителем.

к содержанию ↑

Преимущества обслуживания в СМП Банке

Клиентам предлагается не только широкий выбор банковских гарантий, но и возможность оформления срочного кредита либо одобрения невозобновляемой кредитной линии.

С помощью услуг, предлагаемых банком, можно расширить клиентскую базу, заключить выгодный контракт с крупным контрагентом и обезопасить сделку от основных рисков.

СМП Банк предлагает высокое качество обслуживания, существенную сумму финансирования, минимальные размеры комиссии и персональный подход к каждой заявке.

Гарантийные операции позволяют исполнить обязательства по контракту, принять участие в торгах или тендере, упростить работу с государственными органами (например, таможней), сохранив финансы принципала в обороте.

Эксперты Кредитно-Страхового Агентства «Аркада Плюс Финансы» постоянно отслеживают финансовые новости, чтобы быть в курсе изменений, произошедших в финансовой сфере. В этом разделе сайта мы обеспечиваем наших клиентов самой актуальной информацией о госзакупках, банковских гарантиях, правовой информацией.

Будьте и Вы в курсе финансовых новостей!

к содержанию ↑

для исполнителей госконтрактов

Вот такие вот изменения. Вроде бы ничего сложного.

Да и в целом процесс выдачи банковских гарантий уже давно отработан. Но у части клиентов Кредитно-Страхового агентства, особенно недавно начавших работать на рынке госзакупок, периодически появляются вопросы, связанные с выдачей гарантий.

Считаем целесообразным привести в данной статье ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы.

1. Наша компания использует упрощенную систему налогообложения. Бухгалтерская отчетность сдается в налоговую инспекцию 1 раз в год. При подаче заявки на БГ банк требует предоставить ежеквартальную отчетность. Как быть в этой ситуации?

Предоставление поквартальной отчетности за 4-5 отчетных периодов это стандартное требование большинства банков. Такая отчетность необходима банкам для проведения анализа финансового состояния компании заемщика.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
С этим придется смириться. Бухгалтерские программы позволяют формировать управленческую отчетность за любой период.

Банки готовы принимать такую отчетность.

2. Заказчику не понравился текст банковской гарантии обеспечения исполнения контракта и он отказывается ее принимать. Как избежать подобной ситуации ?

Ситуация действительно неприятная, но начнем с того, что закон «О контрактной системе» не предусматривает обязанность поставщика согласовывать текст банковской гарантии с заказчиком. По закону банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 45 федерального закона 44-ФЗ.

Банки хорошо знакомы с этими требованиями и сами тексты банковских гарантий тщательно отработаны и многократно проверены на самых различных заказчиках.

Закон предусматривает только 3 основания для отказа в приеме гарантии:

— отсутствие информации о банковской гарантии в реестрах банковских гарантий;

— несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 федерального закона 44-ФЗ;

— несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик обязан проинформировать об этом победителя закупки в письменной форме или в форме электронного документа с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

При желании Вы можете убедиться, отвечает ли предложенный банком проект банковской гарантии требованиям законодательства, и насколько законны претензии заказчика. И если Вы полностью уверены в своей правоте, не бойтесь отстаивать свои интересы. Хотя лучше все же попробовать договориться с заказчиком. Вполне возможно, что Ваши аргументы его убедят.

к содержанию ↑

Быстро, просто, высокий процент одобрения

3. Получили отказ в предоставлении банковской гарантии во всех банках, куда обращались. Можно ли на этом основании отказаться от подписания контракта и вернуть обеспечение заявки ?

К сожалению, этого сделать не удастся. Если банки отказали в банковской гарантии можно попробовать обеспечить исполнение контракта денежными средствами. Если конечно они имеются. Альтернатива безрадостна – включение в реестр недобросовестных исполнителей со всеми вытекающими последствиями для Вашего бизнеса.

Рекомендуем до подачи заявки на участие в закупочных процедурах оценить возможность получения банковской гарантии на необходимую сумму. Основными стоп-факторами в большинстве банков являются:

— наличие убытков в официальной отчетности;

— отрицательное значение собственного капитала компании в ф. 1 бухгалтерской отчетности;

— явное несоответствие размера обеспечиваемого контракта текущим финансовым показателям деятельности компании;

— негативный опыт исполнения госконтрактов (судебные разбирательства или РНП).

Кроме того, причинами отказа в предоставлении банковской гарантии могут также стать:

— отсутствие опыта исполнения госконтрактов на сопоставимые суммы;

— малый срок существования компании-заемщика;

— наличие судебных разбирательств или исполнительных производств на крупные суммы;

— наличие задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Есть немало банков, которые готовы рассматривать заявки клиентов и выносить предварительные решения о выдаче гарантии, не дожидаясь проведения торгов. При необходимости Вы всегда можете заблаговременно обратиться в банк или к банковским брокерам, которые знакомы с требованиями различных банков.

Главное, не откладывать вопрос получения банковской гарантии на самый последний момент.

4. Обязан ли банк по требованию клиента отправлять ему оригинал банковской гарантии в бумажном виде ?

Закон «О контрактной системе» не предусматривает обязанность банка предоставлять клиенту или заказчику банковскую гарантию на бумажном носителе. Часть 8 статьи 45 обязывает банк в течение 1 рабочего дня после включения информации о выпущенной гарантии в реестр банковских гарантий направить принципалу (поставщику) выписку из реестра банковских гарантий.

В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

В то же время в Постановлении Правительства РФ от 8 ноября 2013 года № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» говорится, что банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Таким образом, выпуск банковской гарантии на бумажном носителе является правом, а не обязанностью банка. При желании найти банк, выпускающий гарантии в бумажном виде достаточно несложно. Правда надо учитывать, что некоторые банки высылают по требованию клиента оригинал банковской гарантии только при условии оплаты клиентом услуг по доставке.

Специалисты Кредитно-Страхового агентства желают Вам удачных торгов !

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор — все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

к содержанию ↑

Наши аккредитации

Автор статьи
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Следующая
СправкиКраткая инструкция по работе кассира на ККМ АТОЛ 90Ф

Добавить комментарий

Adblock
detector