В №223-ФЗ банковской гарантии посвящена ч. 25 ст. 3.2: «Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения».
При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4. (223-ФЗ).
Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки осуществляется участником закупки.
В банковской гарантии, согласно ст. 368 ГК РФ (п. 4) обязательно указываются (в том числе):
дата выдачи обязательства;
принципал – должник по обязательствам (Поставщик);
бенефициар – выгодоприобретатель (Заказчик);
гарант – в рамках требований 223-ФЗ это может быть банк (речь в законе идет именно о банковской гарантии), но особых требований в этой области закон не устанавливает;
основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией;
обстоятельства, наступление которых становится основанием для выплаты суммы по гарантии (уклонение от заключения контракта, невыполнение обязательств по исполнению контракта);
сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику в установленных законом и требованиями к гарантии случаях;
срок действия гарантии – обычно речь идет о сроке на один месяц дольше, чем срок завершения исполнения Поставщиком обязательств по контракту.
Самое важное требование закона – банковская гарантия обязательно должна являться безотзывной.
федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ;
и другие структуры с гос. участием, обозначенные в 223-ФЗ в случаях, предусмотренных законом.
Согласно ч.26 ст. 3.2 223-ФЗ, возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:
уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;
непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных 223-ФЗ, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора.
Заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требования обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей.
В случае, если НМЦ договора превышает пять миллионов рублей, Заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.
Банковская гарантия от Финансового супермаркета ЭТП ГПБ
Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Финансовый супермаркет ЭТП ГПБ предоставляет выгодные условия получения банковской гарантии на участие, исполнение контракта и возврат аванса.
Мы сотрудничаем с лучшими и самыми надежными банками РФ, всегда можем подобрать предложение гарантии, подходящее для компании и устраивающее Заказчика
Выгодные предложения от Газпромбанка
Подбор гарантии в соответствии с требованиями и ограничениями по закупочной документации
От 2,8 % годовых
Без выезда в банк, без открытия счета, электронный документооборот, рассмотрение и принятие решение в течение 2-х дней
Банковская гарантия от Финансового Супермаркета ЭТП ГПБ – верный путь к победам в торгах по 223-ФЗ!
Согласно 223-ФЗ, наиболее надежный и удобный способ подстраховать исполнение контракта — это использование банковской гарантии.
Банковская гарантия 223-ФЗ — способ обеспечения выполнения обязательств по договору, на тот случай если поставщик не выполнит или выполнит частично условия контракта, то все финансовые риски на себя берет выдавший ее банк.
Главное отличие между этими двумя федеральными законами, что 223-ФЗ более либерален: он дает заказчику гораздо больше полномочий по установлению требований к гарантии.
Он закрепляет лишь общие условия проведения закупочной деятельности, а также дает больше свободы заказчику для составления ТЗ. А 44-ФЗ, в свою очередь, считается более жестким, по причине того, что в нем установлены исчерпывающие требования как к тексту и форме документа, так и к банкам, имеющим право ее выпускать.
Ключевыми и самыми важными отличиями можно выделить следующие:
Требование наличия банковской гарантии списке в ЕРБГ, который расположен в ЕИС. Для документа по 44-ФЗ — это требование является обязательным и если заказчик не увидит БГ в едином реестре, то может отказать поставщику. Для БГ по 223-ФЗ данное требование не является критичным, закон не обязывает вносить гарантию единый реестр.
Существует определенный список банков, которые имею право выдавать БГ для обеспечения контракта по 44-ФЗ. Данным организациям выставлены определенные условия, такие как: лицензия на осуществление деятельности в данном направлении; капитал должен составлять не менее 300 млн руб; наличие рейтинга АКРА или Эксперт РА. Только выполнив эти требования банк может претендовать на присутствие в списке организаций, имеющих право выдавать БГ по 44-ФЗ и получить идентификационный номер.
Для банковских гарантий по 223-ФЗ данное условие не является обязательным по нормам закона. Но в данном случае, требования к банкам могут выставлять сами заказчики.
Банковская гарантия по 223 ФЗ — ее виды и применение
ФЗ-223 предусматривает несколько видов банковских гарантий:
для исполнения госконтракта. Данная БГ обязывает выплатить банк определенную сумму, в том случае, если исполнитель недобросовестно исполняет свои обязанности по договору или отказывается от выполнения контракта в принципе;
для обеспечения заявки подрядчика , собирающегося участвовать в аукционе или конкурсе. Она служит подтверждением намерений поставщика, а также является свидетельством того, что он не откажется от подписания контракта;
для возврата аванса . В случае, если после его получения исполнитель отказался исполнять свои обязательства, по подписанному контракту.
Федеральный закон №223 был принят 18.07.2011. В нем описываются процедуры закупок товаров, работ и услуг некоторыми видами юридических лиц. К ним относятся:
корпорации, учрежденные РФ (госкорпорации);
компании, основные средства которых находятся в государственной собственности (госкомпании);
организации, работающие в регулируемых видах деятельности — субъекты естественных монополий, предприятия коммунального комплекса;
Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
государственные или муниципальные учреждения бюджетной сферы, унитарные предприятия, проводящие закупки не за собственный счет, а с привлечением субсидий или грантов;
компании, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, ее отдельного субъекта или муниципального образования составляет более 50%.
Федеральным законом регулируется весь процесс организации закупок теми видами юридических лиц, которые указаны в 223-ФЗ. Это такие компании, как Росатом, РЖД, Холдинг МРСК, Ленэнерго и т.д.