Что такое декларация о соответствии участника закупки требованиям для 223-ФЗ и 44-ФЗ?

Понятие

Декларация о соответствии единым требованиям – это документ, который обязательно прилагается в составе заявки на участие и подтверждающий соответствие требованиям закупочной документации. Необходимость декларирования своего соответствия определенным правилам распространяется на участников закупок в рамках закона о контрактной системе, а также на отдельных юрлица.

Связано это с тем, что на участников как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ распространяются общие требования.

Для участия в закупках по 44-ФЗ поставщики подают в составе заявок одну из деклараций:

  1. Декларацию соответствия единым требованиям к участникам.
  2. Декларацию о подтверждении страны происхождения товаров (если предполагается закупка товара по требованиям национального режима).
  3. Декларацию о принадлежности компании к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным НКО.

При подаче заявки на электронный аукцион участник декларирует свое соответствие всем требованиям с помощью функционала ЭТП. То есть ему нет необходимости готовить бумажную версию декларации: достаточно проставить галочки для подтверждения своего соответствия в нужном поле.

При подаче бумажной декларации от участника к ней в некоторых случаях необходимо приложить дополнительные документы — это может быть копия лицензии, а также допуски.

Стоит отметить, что по 223-ФЗ не закреплены требования к участникам, которые должны быть задекларированы. Они определяются заказчиком и прописываются им в Положении о проведении закупок. Обычно они пересекаются с правилами по 44-ФЗ.
к содержанию ↑

Требования к документу

  1. Поставщик обязан соответствовать требованиям специального законодательства для выполнения работ и поставки определенных товаров. Это могут быть лицензии или допуски.
  2. Компания не находится в процессе ликвидации или банкротства.
  3. Деятельность компании не была приостановлена уполномоченными инстанциями в связи с административными правонарушениями.
  4. У поставщика отсутствует задолженность перед бюджетом в виде налогов, сборов, взносов и прочих платежей.
  5. У физического лица или индивидуального предпринимателя нет судимостей за экономические преступления и он не входит в число дисквалифицированных лиц.
  6. Компания в течение 2 лет, которые предшествовали участию в закупке, не привлекалась к административной ответственности за коррупционные преступления в виде дачи взятки по ст. 19.28 КоАП.
  7. Участник обладает эксклюзивными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если они будут переданы заказчику по госконтракту.
  8. Между участниками и заказчиками отсутствует конфликт интересов.
  9. Участник не зарегистрирован в оффшорной зоне.

К дополнительным требованиям, которые может установить заказчик в зависимости от специфики закупочной процедуры, можно отнести:

  1. Наличие у исполнителя опыта по успешному выполнению подобного рода контрактов.
  2. Наличие квалифицированного персонала.
  3. Оснащенность оборудованием или техникой.
  4. Определенные финансовые ресурсы.

Отдельная декларация об отсутствии участника в РНП не предполагается.

к содержанию ↑

Декларация о принадлежности СМП и СОНО

К субъектам малого предпринимательства можно отнести организации и предпринимателей, которые соответствуют условиям ФЗ-209 от 2007 года. В число основных входят: численность не более 100 человек, доходы от предпринимательской деятельности не более 800 тыс. р.

К НКО социальной направленности относят определенные организации, соответствующие требованиям ФЗ-7 от 1996 года и ведущие деятельность в рамках решения социальных проблем.

При подаче заявок организации и предприниматели должны приложить декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или НКО. Она должна содержать следующие сведения и критерии для отнесения компании к субъектам малого предпринимательства:
  1. Наименование, ИНН, ОГРН и адрес организации.
  2. Сведения о среднесписочной численности работников и их доходах за предыдущий год.
  3. Доля участия в уставном капитале иностранных юрлиц и государственных образований, общественных и иных организаций.
  4. Прочие сведения, согласно Постановлению Правительства №1352 от 2014 года.

Если заказчик отклонит такую заявку, то его может ожидать административная ответственность по нормам КоАП. С заказчика может быть взыскан штраф в размере до 30 тыс. р. по ч. 2, 6 ст. 7.30 КоАП РФ.

к содержанию ↑

Декларация о соответствии товара требованиям нацрежима

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Некоторые закупки подпадают под требования национального режима. Согласно им, государственные заказчики не имеют права закупать определенные товары иностранного производства, а преференции предоставляются российским производителям.

В таких закупках участники должны подавать декларацию о подтверждении страны происхождения товара. Раньше подтверждать страну нужно было во всех закупках, теперь только в тех, которые попадают под национальный режим.

к содержанию ↑

Когда необходима новая декларация соответствия

Таким образом, декларирование своего соответствия установленным требованиям закупки является обязательным для всех участников торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Оно может иметь форму бумажного документа или реализовано с помощью функционала ЭТП при участии в электронных торгах.

Преференции для российских товаров при закупках по закону № 223-ФЗ

16 сентября 2016 года Правительством РФ было принято Постановление № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление). Указанным Постановлением устанавливается приоритет для российских товаров / российских лиц при закупках, осуществляемых в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Постановление вступит в силу с 1 января 2017 года.

Постановлением предполагается предоставление приоритета при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ:

услугам, оказываемым российскими лицами, —

перед товарами, происходящими из иностранного государства, а также работами, услугами, оказываемыми иностранными лицами. Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, Постановление не содержит.

Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.

При этом под российскими лицами понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории РФ, а также граждане РФ[1].

Каких-либо специальных уточнений в отношении того, что следует считать товарами российского происхождения, Постановление также не содержит. Таким образом, считается ли товар произведенным в России, будет определяться:

в соответствии критериями, установленными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» (Постановление № 719), – в отношении продукции автомобилестроения, машиностроения, фармацевтической и иной продукции, прямо поименной в приложении к Постановлению № 719;

в соответствии с Соглашением СНГ от 20 ноября 2009 года «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» – в отношении продукции, не поименованной в Постановлении № 719. В этом случае товар будет считаться произведенным в России, если он полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке на ее территории.

Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет продекларировать этот факт в заявке на участие в закупке[2].

Содержание приоритета и порядок его предоставления

Пункт 5 Постановления устанавливает, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке ряда сведений, перечисленных в указанном пункте[3]. Буквальное толкование данного пункта предполагает, что заказчик вправе, а не обязан включать в документацию о закупке указанные положения, и, следовательно, от его решения фактически зависит, будет ли в рамках конкретной закупки предоставляться приоритет товарам российского происхождения.

В то же время мы не можем исключить, что практика применения указанного пункта может сложиться таким образом, что заказчик будет считаться обязанным предоставлять приоритет товарам российского происхождения в рамках всех закупок (кроме закупок у единственного поставщика).

В случае включения в закупочную документацию условий, перечисленных в пункте 5 Постановления, товарам российского происхождения и работам, услугам, оказываемым российскими лицами, предоставляется 15-процентное ценовое преимущество. Указанное преимущество предоставляется следующим образом:

при проведении аукциона или иной формы закупки, при которой определение победителя проводится путем снижения цены на определенный «шаг»: если победителем закупки является лицо, предлагающее к поставке иностранный товар, работу или услугу, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% относительно предложенной им цены договора;

при проведении иных форм закупки, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену: при оценке заявок о поставке товаров, работ, услуг российского происхождения предложенная цена снижается на 15%. При этом в случае победы такого участника договор заключается по изначально предложенной им цене.

Приоритет не предоставляется, когда все заявки на участие в закупке предполагают поставку российских товаров, работ, услуг либо, наоборот, иностранных товаров, работ, услуг.

Сопоставление с механизмами, действующими в рамках Закона № 44-ФЗ

Установив приоритет для товаров, работ, услуг российского происхождения, Правительство РФ реализовало право, предоставленное ему пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. В рамках государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), подобные преференции предоставляются с 2009 года.

В настоящий момент порядок их предоставления определен Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 года № 155 (далее – Приказ № 155). Вместе с тем между преференциями, предоставляемыми в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона
№ 223-ФЗ, существует ряд принципиальных отличий:

Круг товаров, к которым применяются преференции

Ограниченный перечень товаров, определенный в приложении к Приказу № 155

Все товары российского происхождения, а также все работы и услуги, оказываемые российскими лицами

Наличие преференций для товаров, происходящих из государств – членов ЕАЭС

Преференции распространяются на товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС

Положений о распространении преференций на товары, работы, услуги из государств – членов ЕАЭС прямо не предусмотрено

Обязательность предоставления преференции

Преференция предоставляется независимо от того, предусмотрено ли это закупочной документацией

Для предоставления преференции закупочная документация должна содержать условия, предусмотренные пунктом 5 Постановления

Соотношение с международными договорами, заключенными РФ

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Пунктом 8 Постановления предусмотрено, что приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее – ГАТТ)[4] и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о ЕАЭС).

ГАТТ (ВТО). В соответствии с пунктом 4 статьи III части II ГАТТ товарам иностранного происхождения (стран – участниц ВТО)[5] предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. Таким образом, национальный режим должен предоставляться товарам из стран – участниц ВТО и при осуществлении закупок.

Исключением в соответствии с подпунктом «а» пункта 8 статьи III ГАТТ могут являться только случаи закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей, что и дает возможность устанавливать преимущество для отдельных российских товаров при закупках в рамках Закона № 44-ФЗ.

В случае закупок товаров компаниями с государственным участием для коммерческой перепродажи, для использования в производстве товаров с целью коммерческой продажи должен быть предоставлен национальный режим. Таким образом, в соответствии с положениями ГАТТ недопустимо установление преимуществ для российских товаров / российских лиц при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ.

Указанная позиция неоднократно выражалась Министерством экономического развития РФ[6].

ЕАЭС. Пунктом 30 раздела XXII Договора о ЕАЭС предусмотрен национальный режим в сфере закупок в отношении товаров, работ и услуг, происходящих с территорий других государств-членов. Изъятия из указанного режима могут устанавливаться в исключительных случаях на срок не более двух лет.

Об установлении такого изъятия и его причинах не менее чем за 15 календарных дней до даты принятия акта должны быть извещены Комиссия ЕАЭС и каждое из государств-членов. При этом в течение года с момента принятия акта об установлении изъятий из национального режима Комиссия ЕАЭС вправе принять решение о необходимости его отмены.

В случае нарушения каким-либо государством – членом ЕАЭС обязательства по предоставлению национального режима в сфере закупок другие государства – члены ЕАЭС вправе обратиться в Комиссию ЕАЭС, которая по итогам рассмотрения заявления может принять решение о признании факта нарушения и необходимости его устранения. В случае если по истечении 2 месяцев со дня принятия такого решения государство – член ЕАЭС не выполнит его, то каждое из других государств – членов ЕАЭС в одностороннем порядке вправе не распространять национальный режим на такое государство.

Стоит отметить, что Комиссия ЕАЭС ранее уже признавала Российскую Федерацию нарушившей требование о предоставлении национального режима в сфере закупок другим государствам – членам ЕАЭС. Причиной явилось Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224, которым был установлен запрет на допуск иностранных товаров, работ, услуг к закупкам, осуществляемым для нужд обороны страны и безопасности государства в рамках Закона № 44-ФЗ.

При этом каких-либо исключений для товаров, работ, услуг, происходящих из других государств – членов ЕАЭС, не было предусмотрено. В результате Коллегией ЕАЭС было принято Решение от 12 апреля 2016 года № 31, которым установление данного запрета было признано нарушением положений Договора о ЕАЭС.

Таким образом, международные договоренности Российской Федерации требуют предоставления национального режима в сфере закупок по Закону № 223-ФЗ товарам и участникам закупок из стран – участниц ВТО и ЕАЭС. Следовательно, буквальное толкование пункта 8 Постановления, предусматривающего предоставление приоритета с учетом положений ГАТТ и Договора о ЕАЭС, ведет к выводу о том, что приоритет должен предоставляться также товарам, произведенным в странах – участницах ВТО и ЕАЭС, а кроме того, работам и услугам, оказываемым участниками закупок из указанных стран.

Нарушение данного требования повлечет за собой нарушение Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств. В то же время нельзя исключить, что при применении Постановления конкретными заказчиками в связи с отсутствием прямых и явных указаний о предоставлении приоритета товарам, работам, услугам, происходящим из стран – участниц ВТО и ЕАЭС, приоритет будет предоставляться исключительно российским товарам и российским лицам.

Принятие Постановления является очередным этапом программы импортозамещения в Российской Федерации и дает заказчикам в рамках Закона № 223-ФЗ право предоставлять приоритет любым российским товарам, работам и услугам. В то же время международные договоренности Российской Федерации требуют предоставления предусмотренных Постановлением приоритетов также и товарам, работам, услугам, происходящим из стран – членов ВТО и ЕАЭС.

Учитывая количество стран, входящих в указанные международные организации, смысл приоритета практически теряется. Однако, поскольку в Постановлении отсутствует прямая формулировка, обязывающая предоставлять приоритет товарам из стран – членов ВТО и ЕАЭС, на практике могут возникать трудности, связанные с отказом в применении приоритета к указанным товарам.

[3] Среди указанных сведений: (i) требование о декларировании участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара; (ii) положение об ответственности участников закупки за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара; (iii) условие о недопустимости замены страны происхождения товаров при исполнении договора, кроме случая, когда вместо иностранных товаров поставляются российские товары, соответствующие характеристикам, указанным в договоре, и др.

[4] Соблюдение ГАТТ обязательно для Российской Федерация в связи с членством в ВТО.

[5] В ВТО на момент подготовки настоящего материала входит 164 государства.

[6] Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2016 года № Д28н-1347, Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 марта 2016 года № Д28и-569.

Декларация о соответствии единым требованиям – это документ, который участнику в обязательном порядке требуется приложить к заявке на участие в тендере. Это одна из деклараций, которая предоставляется участниками наряду с декларацией о стране происхождения товара или его принадлежности к определенной социальной группе (например, субъектам малого предпринимательства).

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.
к содержанию ↑

Как правильно составить и подать

Декларация соответствия по 44-ФЗ в бумажной форме готовится только при стандартных бумажных закупках (например, при открытом конкурсе в бумажном виде). При электронном декларировании дополнительно ничего не подается: главное, не забыть поставить галочку в форме подачи заявки на ЭТП.

При участии в электронных процедурах разрешается отсканировать бумажную декларацию и приложить ее к заявке на участие. Оба способа подтверждения соответствия законны.

  1. Наименование юрлица и его реквизиты.
  2. ФИО индивидуального предпринимателя.
  3. В завершение руководитель ставит свою подпись.

Перед передачей декларации заказчику участнику нужно проверить, содержит ли документ обязательные требования к поставщику:

  1. Он не находится в процессе ликвидации.
  2. Поставщик не находится в процессе своего банкротства.
  3. В его отношении не приостановлена деятельность.
  4. У поставщика отсутствует задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет.
  5. Организация за последние два года не привлекалась к ответственности по ст. 19.28 КоАП (за дачу взятки).
  6. Между участниками и организаторами закупки отсутствует конфликт интересов.
  7. Отсутствуют ограничения для участия в закупках у данного поставщика.
  8. Поставщик соответствует требованиям закупки: он обладает всеми необходимыми допусками и лицензиями.
  9. Участник закупочной деятельности не зарегистрирован в офшоре.
  10. В отношении участника не установлены ограничения для участия в закупках.

Дополнительно можно добавить, что участник не включен в РНП. Также в некоторых закупках от участников требуется подтверждение его соответствия дополнительным условиям. В частности, наличие у них опыта исполнения аналогичных контрактов, квалифицированного персонала, оборудования и финансовых ресурсов.

Таким образом, участники закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ обязаны подтверждать, что они подходят для исполнения государственных контрактов. В этих целях ими подается декларация соответствия единым требованиям, установленным законодательством о закупочной деятельности.

С учетом политической ситуации и активным введением ЕС и Россией санкций, вопрос применения национального режима в закупках становится особенно актуальным.

Национальный режим представляет собой определенные правила, которые применяются в отношении:

• продукции, происходящей из иностранного государства или группы иностранных государств в процессе проведения закупок отдельными видами юридических лиц, указанными в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ);

• работ и услуг, которые выполняются (оказываются) иностранными лицами при осуществлении заказчиками закупок;

• на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, указанных международными договорами Российской Федерации.

Национальный режим применяется в целях развития внутренней экономики страны, формирования наиболее выгодных условий для российских производителей.

Страна происхождения товара, как правило, подтверждается следующими документами:

• сертификат, который выдается соответствующим органом страны происхождения продукции;

• заключение о происхождении – выдается Минпромторгом России;

• декларация – составляется в свободной форме;

• акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

• копия специального инвестиционного контракта, согласно которому юридическое лицо инвестирует в производство товара в стране не менее 3 млрд. рублей и более, и товар закупается без конкурса.

В частности, согласно пункту 2 статьи 59 Таможенного кодекса Российской Федерации документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Ниже рассмотрим особенности применения национального режима в рамках Закона № 223-ФЗ.

к содержанию ↑

Механизмы применения Постановления № 925

Исходя из количества возможных способов проведения закупок были разработаны два механизма применения Постановления № 925.

Первый механизм регламентирует проведение конкурса или аналога конкурса (запрос котировок и запрос предложений), когда выбор победителя осуществляется по одному (наименьшая цена) или нескольким критериям (оценка и сопоставление), указанным в заявке на участие.

Второй механизм применения Постановления № 925 предполагает ситуацию, когда установлен размер шага, на который может изменяться НМЦК. Согласно указанному механизму в случаях, когда в заявке победителя нет предложения ТРУ российского происхождения может быть заключен договор с победителем по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены договора.

Таким образом, в положении и документации необходимо описать:

• критерии оценки (снижение цены на 15 %);

• заключение договора (снижение/увеличение цены на 15 %);

• условие отнесения участника закупки к российским/иностранным лицам;

• когда приоритет ТРУ не предоставляется;

• требования к составу заявки на участие в закупке;

• порядок рассмотрения заявок (не может быть отказа в допуске из- за отсутствия страны происхождения);

• порядок заключения договора (страна из заявки);

• порядок изменения договора (замена страны).

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ использовать Постановление № 925 необходимо всегда, а также с учетом ГАТТ 1994 года и Договора о ЕАЭС и практики УФАС.

Применяя Постановление № 925 на практике важно установить границы его применения. Постановление № 925 вступило в силу с 01.01.2017 и не распространяется на закупки, извещения, о проведении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие, в которых направлены до дня вступления в силу Постановления.

Таким образом, можно сделать вывод, что национальный режим направлен на развитие экономического благосостояния нашей страны и на поддержку российского товаропроизводителя и создание ему экономически выгодных условий участия в закупках.

2 Письмо Минэкономразвития России от 24.04.2017 № Д28и-1656.

3 Решение УФАС по Нижегородской области от 03.05.2017 г. № 223ФЗ-369/17.

4 Решение УФАС по новосибирской области от 22.05.2017 № б/н.

Национальный режим – это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

к содержанию ↑

Запреты на участие в государственных закупках

Запреты устанавливаются при закупке определенных видов товаров, если они произведены на территории иностранного государства.

Их список определяется Постановлениями Правительства:

продукты легкой промышленности (ПП от 11.08.2014 № 791);

товары, имеющие оборонное значение (ПП от 14.01.2017 № 9);

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.
к содержанию ↑

Ограничения в закупках

Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.

Список товаров, которые попадают под ограничения:

некоторые лекарственные препараты (ПП от 30.11.2015 № 1289);

отдельные виды радиоэлектронной продукции (ПП от 26.09.2016 N 968);

отдельные виды пищевых продуктов (ПП от 22.08.2016 № 832).

Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.

Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.

и ответа на техническое задание любой сложности

к содержанию ↑

Предоставление преференций

Преференции по 44 ФЗ – это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.

Приказ Минфина России от 04.06.2020 N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящихиз иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» четко сформулированы условия и порядок применения льгот для продукции, произведенной на территории государств- членов ЕАЭС.

Преференции товарам могут применяться при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений и аукциона.

Согласно Приказу Минфина N 126н, участники должны декларировать страну происхождения предлагаемых товаров и вся ответственность за достоверность предоставленной информации также лежит на поставщике.

При проведении конкурса, запроса котировок и запроса предложений, рассмотрение и оценка заявок, которые содержат товары из Перечня*, утвержденного Приказом, произведенных на территории государств из Евразийского экономического союза происходит с применением понижающего 15-процентного коэффициента к предложенной участником цене контракта.

При этом контракт с победителем заключается по предложенной поставщиком цене.

Если при проведении вышеуказанных видов закупочных процедур несколькими участниками были предложены одинаковые условия исполнения контракта, с учетом предоставления преференции одному (или нескольким) из них, то контракт будет заключен с тем, который имеет право на предоставление преференций.

При проведении закупки путем аукциона, если победителем становится поставщик, заявка которого содержит предложение товаров из Перечня*, произведенных на территории государств, не входящих в Евразийский экономический союз, то контракт с заключается по цене сниженной на 15% от предложенной победителем.

к содержанию ↑

Новые правила в закупках с приоритетом по 223-ФЗ

Минпромторг на официальном сайте проектов нормативных актов опубликовал проект постановления об изменении правил предоставления приоритета отечественным товарам и исполнителям в закупках в рамках импортозамещения по 223-ФЗ. Ведомство предложило увеличить до 30% ценовую преференцию и закрепить порядок подтверждения страны происхождения.

Планируют изменить постановление №925 от 16.09.2016 и внедрить в него механизм, который уже используется в госзакупках по 44-ФЗ. По контрактному законодательству подтверждают производство продукции в России или стран ЕАЭС сведения о такой продукции в реестрах промышленной продукции.

Формирует и ведет эти реестры Минпромторг. Министерство в течение мая-июня 2020 года определит порядок включения информации в эти реестры.

А сейчас реестров как таковых нет. На сайте Минпромторга есть только перечень промышленной продукции, произведенной на территории РФ.

А еще в ПП №925 планируют добавить п. 6 (1) такого содержания:

Установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами по перечню согласно приложению, используемых при осуществлении закупок для обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом ‎«О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Получается, что приоритет в 223-ФЗ получит отечественная продукция, которая закупается для обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры страны.

Объекты критической информационной инфраструктуры — информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления.

Субъекты критической информационной инфраструктуры — госорганы, госучреждения, российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым ‎на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, в банковской сфере ‎и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, ‎в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие таких систем или сетей.

Планировалось, что ограничения иностранным лицам по 223-ФЗ распространят на продукцию с кодом ОКПД2 26.20.2 — устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных.

к содержанию ↑

Зачем изменяют

Предлагаемые проектом постановления изменения правил защищают важнейшие интересы безопасности, ‎в том числе для этих целей ограничили права владения российскими юридическими лицами поставщиков со стороны иностранных граждан, уровень возможной финансовой зависимости таких поставщиков.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Новые правила в национальном режиме по 223-ФЗ для использования отечественных систем хранения данных снизят негативное влияние внешнего воздействия посредством сбора и обработки различной информации о гражданах и деятельности различных органов власти.

к содержанию ↑

Введут минимальные квоты и отчет о закупках у российских производителей

На сайте проектов нормативных актов Минпромторг опубликовал проект закона об изменении 223-ФЗ. Предусмотрели новые правила применения национального режима по 223-ФЗ — правительство утвердит сферы закупок и перечень ТРУ, на основании которых заказчики будут выполнять минимальную долю закупок товаров российского происхождения (квоты) в суммарном годовом объеме.

Эти квоты придется выполнять и в тендерах на работы и услуги.

Еще законопроектом правительство наделяется полномочиями по определению:

  • порядка подготовки и размещения заказчиком отчета о выполнении минимальной доли закупок российских ТРУ;
  • порядка подготовки обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли таких закупок;
  • уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который оценит выполнение заказчиком минимальной доли закупок товаров, работ и услуг у отечественных исполнителей.
22
сентября
Скачать законопроект о введении квот в закупках по 223-ФЗ
к содержанию ↑

Зачем вводят квоты

Планируют, что такие преференции для российских производителей в закупках по 223-ФЗ позволят на постоянной основе ориентировать деятельность заказчиков ‎на закупки преимущественно отечественной продукции. А это положительным образом повлияет на темпы роста потребления высокотехнологичной российской продукции.

Законопроект призван поддержать российских товаропроизводителей, в том числе решить вопросы диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования выпуска высокотехнологичной гражданской продукции.

к содержанию ↑

Когда устанавливают приоритет по 223-ФЗ в 2020 году

В п. 1 постановления правительства №925 от 16.09.2016 указано, обязательно ли применять с 2020 года по 223-ФЗ приоритет российского происхождения товаров, — да, обязательно в конкурентных процедурах. Исключение — закупки у единственного поставщика.

Как правило, преференции предоставляют в размере 15% от цены, которую предложил участник. Исключение — закупка товаров из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции.

В таких тендерах преимущество устанавливают в размере 30%, а в отдельных случаях предусмотрено дополнительное снижение цены для оценки заявок. Это указано в п.

2, 2.1, 3, 3.1, 4, 4.1 ПП №925.

Страна происхождения определяется заказчиком на основании сведений о товаре, которые участник предоставил в заявке. Для этого включают в закупочную документацию требование об указании участником в заявке наименования страны происхождения товара.

Не требуйте документов, которые подтвердят страну. Достаточно того, что участник пропишет в заявке.

Принадлежность участника к стране определяйте на основании документа о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) или на основании документа, который удостоверяет личность, если участник — физическое лицо. Это закреплено в п.

5 постановления №925.

к содержанию ↑

Особенности исполнения договоров с преимуществами

Если предоставили участнику приоритет, в ходе исполнения договора с таким участником не меняйте страну происхождения продукции. Исключение — когда иностранный товар меняется на аналогичный из стран ЕАЭС, а характеристики новых товаров качественно не хуже изначально прописанных в договоре. Это указано в пп. «и» п. 5 постановления №925.

Наряду с приоритетом отечественных производителей в закупках установлены преференции по 223 субъектам малого предпринимательства отдельными видами юридических лиц.

Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны поддерживать российских производителей и российских лиц, которые выполняют работы и оказывают услуги. Читайте, на какую продукцию предоставить приоритет, какие особенности и противоречия учесть и как применять национальный режим.

к содержанию ↑

Когда предоставляют приоритет

Приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, которые выполняют, оказывают российские лица, установите, когда проводите конкурс, аукцион либо закупку другим способом из положения о закупке. Законодатель также уточнил, что приоритет предоставляют с учетом положений договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, далее – ГАТТ 1994 (протокол ВТО от 16.12.2011).

Об этом сказано в пунктах 1 и 8 постановления Правительства от 16.09.2016 № 925 (далее – постановление № 925).

к содержанию ↑

решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2020 № А40-224387/17-121-1968;

письмо Минфина от 05.10.2017 № 24-04-07/65145;

письма Минэкономразвития от 12.2016 № Д28и-3197, 24.04.2017 № Д28и-1656.

В то же время территориальные органы ФАС считают, что приоритет по постановлению № 925 установлен исключительно в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых гражданами России. Круг лиц, которым можно предоставить приоритет, ограничен юрисдикцией РФ без каких-либо условий и оговорок, которые относятся к странам-участникам ВТО и ЕАЭС (п.

1 постановления № 925).

к содержанию ↑

Ситуация: должен ли заказчик по 223-ФЗ в документации установить приоритет российским производителям, если закупает иностранный товар конкретной торговой марки

Когда приоритет не предоставляют

  • закупку признали несостоявшейся и договор заключаете с единственным участником;
  • в заявке нет предложений о поставке российских товаров и выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
  • в заявке нет предложений о поставке иностранных товаров и выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
  • стоимость российских объектов закупки из заявки меньше 50 процентов и победителя определяете на основе критериев оценки;
  • стоимость российских объектов закупки из заявки больше 50 процентов и победителя определяете, снизив начальную (максимальную) цену договорана «шаг» из документации;
  • разместили в ЕИС извещения о закупках или направили приглашения на участие до вступления в силу постановления № 925;
  • товары, работы, услуги закупаете у единственного поставщика.

Об этом сказано в пункте 6 постановления № 925.

к содержанию ↑

Также контролеры и судьи пояснили, что заказчик вправе не устанавливать приоритет, когда:

  • предмет закупки не указан в статье XXГАТТ 1947 (письма от 04.2017 № Д28и-1656, 20.03.2017 № Д28и-1393, решения ФАС от 18.04.2017 № 223ФЗ-333/17, 21.04.2017 № 17/28014/17);
  • закупает продукцию российских производителей (решение Санкт-Петербургского УФАС от 27.04.2017 № 78/12355/17).
Чтобы установить соотношение цены объекта закупки российского и иностранного происхождения, рассчитайте цену единицы каждого товара, работы и услуги, которые участник предложил. Используйте формулу:
к содержанию ↑

Цена единицы товара, работы или услуги из документации

Коэффициент изменения НМЦ договора по результатам закупки

Чтобы вычислить коэффициент изменения НМЦ договора, воспользуйтесь формулой:

Коэффициент изменения НМЦ договора по результатам закупки = Цена, по который заключаете договор : Начальная максимальная цена

Пример: расчет цены единицы каждого товара

При закупке радиоэлектроники предоставьте приоритет участникам с российскими товарами из единого реестра российской радиоэлектронной продукции. Как установить приоритет, зависит от способа закупки.

Первый вариант – проводите конкурс или закупку, где победителя определяют на основе критериев оценки и сопоставления заявок. Оценивайте заявки по цене по принципу: если участник предложил товар из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, то предложенную цену снизьте на 30 процентов.

Договор заключите по цене, которую предложил победитель. Об этом сказано в пункте 2.1 постановления № 925.

Второй вариант – проводите аукцион или закупку, где побеждает участник, который максимально снизит цену. Договор с победителем, который предложил товар, не включенный в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, заключите по цене, сниженной на 30 процентов.

Если проводите торги на право заключить договор, то цену, предложенную победителем, с товаром, не включенным в реестр, увеличьте на 30 процентов. Об этом сказано в пунктах 3.1, 4.1 постановления № 925.
к содержанию ↑

Информацию о том, что предоставляете приоритет, включите в положение о закупке и документацию. В документы включите:

  • требование декларировать в заявке или ее части наименование страны происхождения товаров;
  • положение об ответственности участников, которые представят недостоверные сведения о стране происхождения товара;
  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги;
  • условие о том, что заявку, в которой нет страны происхождения товара, не отклоняют, а рассматривают как предложение о поставке иностранных товаров;
  • условие о том, как определить соотношение ценыобъектов закупки российского и иностранного происхождения;
  • условие об отнесении участника закупки к российским или иностранным лицам. Основание – документы о месте регистрации организации и ИП, документы, удостоверяющие личность физлица;
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки участника, с которым договор заключают;
  • положение о заключении договора с участником, который предложил те же условия или вторые после победителя, который уклонился от заключения договора;
  • условие о замене страны происхождения товара при исполнении контракта. Основное условие замены товара – качество, технические и функциональные характеристики или потребительские свойства не уступают тем, что стороны прописали в договоре.

Требования установлены в пункте 5 постановления № 925.

к содержанию ↑

Внимание: чтобы предоставить приоритет отечественным товарам, работам, услугам, в положении и документации о закупке отразите в полном объеме сведения, которые указаны в пункте 5 постановления № 925. Ссылки на постановление № 925 недостаточно. Такую позицию высказал Оренбургский УФАС в решениях от 17.02.2017 № 07-16-31/2017, 09.02.2017 № 07-16-26/2017.

Позиции контрольных органов по вопросу, обязан ли заказчик в положении и документации о закупке устанавливать преференции, разошлись.

к содержанию ↑

Позиция антимонопольных органов

  1. В положении о закупке преференции установили, установите и в документации

В извещении и документации о закупке указывают сведения, определенные положением о закупке. Если заказчик не установит в извещении и документации о закупке приоритет отечественным товарам, работам или услугам, то нарушит пункт 9 части 10 статьи 4 и пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, постановление № 925.

Вывод следует из частей 8–10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

к содержанию ↑

Иркутского УФАС от 23.03.2017 № 175,

Оренбургского УФАС от 09.02.2017 № 07-16-27/2017,

  1. В положении о закупке преференции не установили – внесите изменения

Условия предоставления приоритета должны быть установлены в положении о закупке. Если в положении о закупке отсутствуют сведения, предусмотренные в пункте 5 постановления № 925, то заказчик нарушает часть 1 статьи 2, пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, постановление № 925.

Позиция судов

Чтобы избежать санкций со стороны контрольных органов, предусмотрите порядок предоставления приоритета в положении о закупке.

Ситуация: какая ответственность установлена для участника, который предоставил недостоверные сведения о стране происхождения товара

Ответственность для участника, который предоставил недостоверные сведения о стране происхождения товара, заказчик устанавливает самостоятельно. Ни в Законе № 223-ФЗ, ни в постановлении № 925такая ответственность не прописана. В качестве своей защиты в положении и документации о закупке укажите, например, так:

к содержанию ↑

Ситуация: можно ли при исполнении договора заменить один иностранный товар на другой иностранный товар

Нет, нельзя. Если победитель получил приоритет по постановлению № 925, то при исполнении договора он вправе заменить иностранный товар только на отечественный, качество, технические, функциональные характеристики, потребительские свойства которого не уступают указанным в договоре.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Порядок принятия решения о замене товара, документы, которыми контрагент подтвердит качество вновь предлагаемого товара, заказчик определяет самостоятельно. Об этом сказано в подпункте «и» пункта 5 постановления № 925.

Ситуация: должно ли бюджетное учреждение устанавливать приоритет

к содержанию ↑

Да, должно. Постановление № 925 применяют все заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ. Исключений в отношении бюджетных учреждений постановление не содержит.

Ситуация: обязан ли участник подтверждать страну происхождения товара

Участник обязан подтверждать страну происхождения товара, только если заказчик установил такое требование в положении о закупке и документации.

В документации о закупке можно установить требования к товару, по которым определите, отвечает ли объект закупки потребностям заказчика. Условие – требования заказчик предусмотрел в положении о закупке.

Поэтому, когда рассматриваете и оцениваете заявки, проверьте, достоверна ли информация о стране происхождения товара. Для этого запросите в составе заявки, например, копии деклараций или сертификатов о происхождении товара.

Если допустите к закупке участника, который предоставил недостоверную информацию о стране происхождения, нарушите принципы равноправия и справедливости, ограничите интересы участников закупки.

Вывод следует из пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

к содержанию ↑

Приоритет при проведении конкурса

Если победитель закупки определяется на основе критериев оценки, то оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по 223-ФЗ и иных способах, то оценка заявок товаров российского происхождения проводится по цене, сниженной на 15%. При этом договор заключается по цене, предложенной в заявке на участие в закупке.

Например, 2 участника конкурса предложили поставить товар по равной стоимости – 5 миллионов рублей. Но у одного товар российский, а у другого – иностранный.

Тогда при оценке заявок российский товар получит баллы, исходя из цены, сниженной на 15%, то есть 4,25 млн. рублей.

Если российская заявка побеждает, то контракт заключается на сумму 5 млн. рублей.

к содержанию ↑

Условия предоставления приоритета

Приоритет российским товарам предоставляется при наличии в документации о закупке:

  1. Требования об указании в заявке на участие страны происхождения
  2. Условие, что отсутствие указания страны происхождения не является основанием отклонения заявки
  3. Положение об ответственности поставщиков за представление недостоверных сведений
  4. Предложенная цена в заявке указывается за единицу каждого товара
  5. Условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов о регистрации

Товар, страна происхождения которого не указана, оценивается как иностранный. При исполнении договора не допускается замена страны происхождения.

Автор статьи
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Следующая
Образцы документовНа что распространяются гарантийные обязательства застройщика после сдачи дома

Добавить комментарий

Adblock
detector