Лекция 5: «Гарантии местного самоуправления»

Общие гарантии

Общие гарантии делятся на финансово-экономические, политические, социальные и организационные.

Финансово-экономические гарантии предусматривают наличие муниципальной собственности и финансовых ресурсов, возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов.

Политические гарантии основываются на демократическом характере политического режима в нашей стране и предусматривают предоставление права населению на местное самоуправление, на всемерную поддержку и защиту местного самоуправления государством.

Социальные гарантии предусматривают развитие социальной структуры местного сообщества, формирование социальных групп с определенными социально-экономическими интересами и потребностями (комитеты, комиссии, союзы, ассоциации и др.), способные участвовать и влиять на общественную жизнь.

Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии. Граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц, на отзыв депутата и выборного должностного лица.

к содержанию ↑

Специальные (юридические) гарантии

Специальные гарантии — это система правовых норм и институтов, обеспечивающих возможность эффективной реализации прав местного самоуправления. К ним относятся:

а) запрет на ограничение прав местного самоуправления. Это положение обязывает субъекты Федерации рассматривать федеральные нормы, гарантирующие права местного самоуправления, в качестве муниципально-правового минимума, ниже которого не может опускаться региональное законодательство;

б) обязательность рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями;

в) обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления. Эти решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих решений влечет ответственность в соответствии с законом.

г) судебная защита местного самоуправления. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Ассоциации, союзы муниципальных образований — объединения муниципальных образований, создаваемые в целях координации их деятельности, более эффективного представления своих интересов.

Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное, согласно уставу муниципального образования, полномочиями на решение вопросов местного значения.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Гарантии местного самоуправления — совокупность приемов, средств, способов, обеспечивающих реализацию права на местное самоуправление, его защиту.

Глава муниципального образования — выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района.

Городское поселение — город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Должностное лицо местного самоуправления — выборное, либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих.

Европейская хартия местного самоуправления — международный документ, принятый Советом Европы в Страсбурге (5 октября 1985 г. и ратифицированный в России Федеральным законом от 11 апреля 1998 г.

Компетенция органа или должностного лица — содержание и объем властных правомочий, которые имеет орган власти или должностное лицо и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе.

Межселенная территория — территория, находящаяся вне границ поселений.

Местное самоуправление — деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения.

Муниципальная власть — это система отношений по поводу власти, реализующая функции местного самоуправления, основанная на аппарате принуждения.

Муниципальная должность — должность, предусмотренная уставом муниципального образования, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Муниципальная служба — профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Муниципальная собственность— собственность муниципального образования.

Муниципальное образование— городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Муниципальный заказ — форма хозяйственно-договорных отношений между местной администрацией и предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности.

Муниципальный правовой акт — решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Референдум местный (местный референдум) — голосование граждан по вопросам местного значения.

Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др. населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Собрание (сход) граждан — форма реализации прямого волеизъявления граждан, посредством которой жители городских и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями участвуют в решении вопросов местного значения.

Устав муниципального образования — основной нормативно-правовой акт муниципального образования. Устав является своеобразной малой конституцией на территории муниципального образования.

Система гарантий местного самоуправления представляет собой совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту.

Система гарантий местного самоуправления состоит из общих и специальных (юридических гарантий).

Общие гарантии представляют собой совокупность разнообразных социальных мер материального, идеологического и иного характера, которые определяют состояние демократичности местного самоуправления.

Система общих гарантий включает в себя политические, экономические и духовные (моральные) гарантии.

Политические гарантии составляет политико-правовой режим Российского государства, предусматривающий требование самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также невключение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти.

Важнейшей политической гарантией выступает народовластие. Население муниципальных образований играет исключительную роль в осуществлении полномочий местного самоуправления.

К экономическим гарантиям относятся признание и равная защита государством муниципальной собственности, обособленность местных бюджетов, право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы, решать другие финансовые вопросы местного значения.

Государство на законодательном уровне гарантирует выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов, устанавливает средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней, определяет порядок предоставления субвенций местным бюджетам на осуществление отдельных государственных полномочий.

Кроме того, органы местного самоуправления принимают планы и программы социально-экономического развития муниципального образования, предусматривая рациональные пропорции в развитии производственной и социальной инфраструктур, координируют участие предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, в комплексном развитии территории муниципального образования.

К духовным гарантиям местного самоуправления относится система духовных ценностей человека и общества в целом. Игнорирование органами местного самоуправления исторических, культурных, национальных, а также местных традиций и обычаев затрудняет реализацию задач и целей местного самоуправления.

Важная роль отводится специальным (правовым) гарантиям. Цель этих гарантий – обеспечить правовыми средствами:

  • – организационную и материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
  • – защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их полной реализации.

К правовым гарантиям местного самоуправления Закон о принципах местного самоуправления относит:

  • – обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан (ст. 22);
  • – обязательность исполнения муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления (п. 3 ст. 7);
  • – обязанность содействия населению в осуществлении местного самоуправления со стороны государственных органов и их должностных лиц (п. 2 ст. 33);
  • – право муниципальных образований на межмуниципальное сотрудничество (ст. 66–69). Муниципальные образования для более эффективного осуществления своих прав и интересов могут образовывать совет муниципальных образований субъекта РФ. Советы муниципальных образований субъектов РФ в свою очередь могут формировать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, играет конституционное право местного самоуправления на судебную защиту.

Необходимо отметить, что органы местного самоуправления не имеют права непосредственно обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о законности принимаемых в отношении их нормативных актов. Единственно возможным вариантом остается обращение через своих депутатов – опосредованно.

Правовые основы местного самоуправления. Структура и деятельность местного самоуправления регулируются в России многими правовыми актами. К их числу относятся международные договоры, касающиеся вопросов местного самоуправления.

Россия ратифицировала многие такие договоры, присоединившись к ним. Важнейшим из них для местного самоуправления является Европейская хартия местного самоуправления 1985 г.

В ней содержится ряд положений, воспринятых российским законодательством: признание местного самоуправления одной из важнейших основ демократического общества; запрет на ограничение компетенции органов местного самоуправления не иначе как на основе закона; изменение территориальных границ местного самоуправления только на основе консультации с населением или путем референдума; право на судебную защиту местного самоуправления; право органов местного самоуправления объединяться с другими органами местного самоуправления и вступать в Международную ассоциацию органов местного самоуправления идр.

Правовую основу местного самоуправления в России составляют также положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст. 12, гл.

8 и др.), основных законах (конституциях, уставах) субъектов РФ, рамочных федеральных законах (например, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), федеральных законах, издаваемых в развитие рамочных законов и регулирующих основы отдельных сторон местного управления на федеральном уровне (например, Федеральный закон от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в

Российской Федерации» и др.), указах Президента РФ (например, Указ об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления 1999 г.), постановлениях Правительства РФ (например, постановление о федеральном реестре муниципальных образований 1998 г.), постановлениях Конституционного Суда РФ (Суд указывал, например, что субъекты РФ могут создавать на местах (в муниципальных образованиях) свои территориальные органы государственной власти, но они не вправе подменять ими органы местного самоуправления), законах субъектов РФ о местном самоуправлении (такие законы или законы с подобным названием приняты во всех субъектах РФ), уставах муниципальных образований и др.

В состав правовой основы местного самоуправления могут входить положения федеральных правовых актов и актов субъектов РФ, которые в целом относятся к другим областям регулирования, но включают те или иные нормы, затрагивающие вопросы местного самоуправления (например, законы об образовании, о библиотечном деле, о порядке приватизации государственного и муниципального имущества, о недрах и др.).

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Особое место среди источников муниципального права занимают Европейская хартия местного самоуправления, ратифицированная Россией, и устав муниципального образования.

Устав является основным актом, регулирующим вопросы местного управления в рамках отдельно взятого муниципального образования. Он принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью избирателей менее 100 человек — на сходе граждан.

Проект устава, поправки к нему должны быть заблаговременно опубликованы (за 30 дней), организуется их обсуждение гражданами. Устав подлежит государственной регистрации.

Основаниями для отказа в регистрации служат его противоречия Конституции и законам РФ, конституциям (уставам) и законам субъекта РФ. Отказ зарегистрировать устав или поправки к нему может быть обжалован в суде.

В уставе муниципального образования должны быть указаны наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения; структура и порядок формирования органов местного самоуправления, порядок замещения должности основными должностными лицами; их найменования, права, обязанности; виды, порядок принятия, вступления в силу, опубликования муниципальных правовых актов; срок полномочий органов и должностных лиц, порядок прекращения их полномочий и ответственности, вопросы местного бюджета, включая контроль за его исполнением. Кроме обязательных в уставе обычно содержатся положения о способах выражения недоверия органам и должностным лицам, о муниципальной службе, порядке распоряжения собственностью, об особенностях организации местного самоуправления в районах с компактным проживанием этнических групп и др.

Устав муниципального образования в соответствии с законами некоторых субъектов РФ (например, Челябинской области) подлежит утверждению законодательным собранием области.

Кроме уставов правовую основу конкретного муниципального образования составляют нормативные правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления. К их числу могут относиться регламенты работы местных представительных органов, решения представительных органов местного самоуправления (например, об установлении местных налогов и сборов), принимаемые ими положения (например, о территориальном общественном самоуправлении внутри муниципальных образований).

Гарантии местного самоуправления. Различают юридические, политические и экономические гарантии местного самоуправления. Юридические гарантии установлены Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г.

и другими законодательными актами. Согласно Конституции РФ местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ (ст. 133).

Детально эти положения развиты в названном Федеральном законе.

Политические гарантии обеспечиваются прежде всего единством власти народа. Хотя у жителей муниципальных образований есть свои местные частные интересы, принципиальные интересы всего многонационального народа РФ едины, власть народа осуществляется и в масштабах Федерации, и в субъектах РФ, и в муниципальных образованиях.

Чем прочнее будет положение муниципальных образований, тем успешнее будет развиваться страна.

Экономические гарантии обусловлены существованием у муниципальных образований своей собственности, своего бюджета, своих предприятий и учреждений, отчислениями им от федеральных налогов и налогов субъектов РФ, предоставлением субвенций со стороны Федерации и субъектов РФ и др. Экономическое положение муниципальных образований в России не обеспечивает их хозяйственной самостоятельности и выполнения возложенных на них обязанностей (например, в сфере образования и медицинского обслуживания).

Есть муниципальные образования, собственные доходы которых составляют несколько процентов от необходимых средств, а то и почти равны нулю. Впрочем, за рубежом муниципальные образования тоже не обеспечиваются полностью за счет собственных средств и даже в развитых странах 20—40% финансирования получают из государственного бюджета.

Какими нормативными актами предусмотрены гарантии местного самоуправления?

Гарантии местного самоуправления опре­делены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации», Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправ­ления в Российской Федерации», Федераль­ным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о местных референдумах, о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, о собраниях и сходах граж­дан, о формировании муниципальной собст­венности и т. д.

Гарантии также закреплены в уставах му­ниципальных образований и иных норматив­но-правовых актах органов местного само­управления.

Какие виды гарантий содержатся в нормативных актах?

Гарантии нашли свое закрепление в первую очередь в конституционных принципах органи­зации и деятельности местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации гаран­тирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного само­управления; гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; устанавливает наличие и защиту му­ниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий су­ществования местного самоуправления; гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собст­венностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюдже­та, установлении местных налогов и сборов.

В ст. 133 Конституции Российской Федерации закреплены такие важ­нейшие гарантии, как право на судебную защиту и право на компенса­цию дополнительных расходов, возникших в результате решений, при­нятых органами государственной власти.

В соответствии с названной статьей не допускается запрет на ограничение прав местного самоуправ­ления, установленных Конституцией Российской Федерации, федераль­ными законами.

Из этого следует, что гарантии местного самоуправления можно раз­делить на экономические, организационные и правовые.

Экономические гарантии заложены в становлении и развитии эконо­мической и финансовой основ местного самоуправления, создании му­ниципальной собственности, формировании достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Такое право закреплено за местным самоуправлением Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном самоуправлении, другими нормативно-правовыми актами.

Организационные гарантии создают условия для осуществления граж­данами местного самоуправления с использованием форм непосредст­венной и представительной демократии.

Граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы ор­ганов и должностных лиц местного самоуправления, на отзыв депутата и выборного должностного лица, на правотворческую гражданскую ини­циативу, на проведение собраний и сходов, на обращение в органы ме­стного самоуправления.

Органы местного самоуправления для реализации функций наделены соответствующей компетенцией, гарантирующей выполнение задач ме­стного значения.

Правовые гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей систе­мы местного самоуправления. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципаль­ных образований.

Цель этих правовых актов состоит в том, чтобы обеспечить нормаль­ную, полноценную деятельность местного самоуправления и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государст­венных полномочий, а также защиту прав местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления измеряются силой нормативных правовых актов, принимаемых в системе местного самоуправления, обя­зательностью их выполнения и ответственностью за их невыполнение или ненадлежащее исполнение.

Статья 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения ор­ганов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправ­ления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их орга­низационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Такой подход ставит всех физических и юридических лиц в рамки правового поля, определяемого местным самоуправлением на основе действующего законодательства.

Одной из правовых гарантий является обязательность рассмотрения органами государственной власти, государственными должностными ли­цами, предприятиями, учреждениями и организациями обращений орга­нов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправ­ления и принятия по ним решений.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного са­моуправления», законы субъектов Российской Федерации о местном са­моуправлении наделяют представительные органы местного самоуправ­ления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

Законодательная инициатива гарантирует решение задач местного значения путем принятия законов, приближенных к интересам граждан и жизненной ситуации и учитывающих местные условия и националь­ные особенности.

Не менее важной в условиях становления правового государства яв­ляется гарантия судебной защиты местного самоуправления.

Согласно ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления» граждане, проживающие на террито­рии муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявить в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушаю­щих права местного самоуправления актов органов государственной вла­сти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Г. Н. Чеботарев, М. А. Черепанов, А. А. Шишкин

Раздел 6. Гарантии местного самоуправления. Ответственность местного самоуправления

ТЕМА 1. Понятие и система гарантий местного самоуправления

План:
1. Понятие гарантий местного самоуправления.
2. Система гарантий местного самоуправления.

1. Понятие гарантий местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления — это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и защиту прав населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления.
Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических и политических условиях, которые оказывают влияние на процесс самоуправления.

Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые стимулируют развитие местного самоуправления, обеспечивают устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления, создают реальные возможности для наиболее полной реализации полномочий органов местного самоуправления.
Специально-юридические гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения осуществления местного самоуправления, защиты его прав и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации функций.

2. Система гарантий местного самоуправления.

ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
— совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию
прав местного самоуправления и их правовую защиту

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДУХОВНЫЕ др.
— признание права — не входят в систему правосознание обязательность
муниципальной органов государства; и правовая культура принимаемых
собственности; — структура определяется населения актов
— возможность самостоятельно;
нахождения в мун.

-изменение границ только
собственности с согласия местного
земли и др. при- сообщества;
родных ресурсов; — запрет на ущемление право на
— самостоятельное прав; судебную
распоряжение — контроль ограничен защиту
собственностью; судебной процедурой закрепление
— самостоятельность в компетенции в
реализации бюджетных Конституции РФ
прав; и федеральных законах
— местные налоги и сборы

Различают два вида гарантий: общие и специально-юридические.
Общие гарантии делятся на:
а) экономические:
— признание и равная защита государством муниципальной собственности наряду с иными формами собственности (ст.

8 Конституции РФ);
— возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов (ст. 9 Конституции РФ);
— самостоятельное решение населением вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст.

ст. 130, 132 Конституции РФ);
— передача необходимых материальных и финансовых средств при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст.

132 Конституции РФ);
— самостоятельность местных бюджетов (ст. 132 Конституции РФ);
— право установления местных налогов и сборов (ст.

132 Конституции РФ);
— право на дотации и субвенции (ст. ст.

36, 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»);
— право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133 Конституции РФ);
б) политические:
— принцип разделения властей по вертикали, как составная часть политико-правового режима государства, частью которого можно считать наличие муниципальной власти (ст.

ст. 10, 12 Конституции РФ);
— принцип разграничения полномочий между федерацией, органами государственной власти регионов и органами местного самоуправления, наличие законодательно определенных вопросов местного значения, а, следовательно, определение исключительной компетенции местного самоуправления в решении вопросов местного значения (ст.

ст. 4-6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»);
— природа местного самоуправления, заключающаяся в признании за местным самоуправлением одинакового с государственной властью источника — народа РФ, следовательно, признание публичного характера муниципальной власти;
в) организационные;
— исключение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти (ст.

12 Конституции РФ);
— принцип самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ);
— принцип учета мнения населения при изменении границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление (ст.

131 Конституции РФ);
г) духовные:
— система духовных ценностей и ориентаций человека в обществе и общества в целом;
— правосознание и правовая культура населения;
— учет национальных, исторических, культурных особенностей, традиций и обычаев конкретных территорий (ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»).

Специально-юридические гарантии делятся на:
а) формально-юридические, представляющие собой закрепление местного самоуправления, его прав и гарантий в нормативно — правовых актах, в т.ч. в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ;
б) судебные, представляющие собой:
— возможность судебной защиты прав муниципальных образований;
-судебный порядок отмены решений, принятых населением или органами местного самоуправления (ст.

133 Конституции РФ, ст.46 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»);
в) ограничительные, представляющие собой:
— запрет на ограничение прав муниципальных образований, предоставленных Конституцией РФ и Федеральными Законами (ст. 133 Конституции РФ, ст.

43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»);
— устанавливающие пределы государственного контроля за деятельностью местного самоуправления (п. 14 ст.

4, ст. ст.

49, 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»);
г) принудительные, представляющие собой закрепление обязательности правовых актов, принятых населением и органами местного самоуправления в пределах их компетенции, для предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, находящихся на территории соответствующего муниципального образования (ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Определите понятие гарантий местного самоуправления.
2. Какова система гарантий местного самоуправления ?
3. Назовите общие гарантии местного самоуправления.
4. Назовите специальные гарантии местного самоуправления.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
ТЕМА 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
План:
1. Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
2. Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

1. Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Ответственность представляет собой связь между двумя субъектами, при которой одна сторона (субъект ответственности), обладающая свободой воли и выбора, обязывается в силу своего статуса строить свое поведение в соответствии с ожидаемой моделью, а другая сторона (инстанция ответственности) контролирует, оценивает такое поведение и (или) его результаты и вправе определенным образом реагировать.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления относится к специфическому виду ответственности — конституционной ответственности.

2. Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВО
1. За нарушение Законов 2. За неисполнение
переданных полномочий

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
за ущерб, причиненный
утрата доверия неправомерными
действиями,
решениями
ЮРИДИЧЕСКИЕ
НАСЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ
ЛИЦА

По инстанции ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления подразделяется на :
1) ответственность перед населением муниципального образования.
Природа — выборный характер органов и должностных лиц.

Поскольку население выбирает их, доверяя осуществлять свои полномочия, следовательно, вправе и спрашивать за качество выполнения таких функций.
Основание — утрата доверия.

Реализуется в виде досрочного прекращения полномочий (Думы, депутата, Главы муниципального образования) в случаях:
а) положительного результата голосования об отзыве в соответствии, например, с Законом Тюменской области «Об отзыве выборного лица местного самоуправления в Тюменской области»;
б) самороспуска;
формы — отзыв (депутата, Главы);
— роспуск (Думы);
2) ответственность перед государством.
природа:
— территориальный характер местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется в границах территории Российского государства, следовательно в полном объеме подпадает под его юрисдикцию и обязано соблюдать и подчиняться действующему законодательству РФ и ее субъектов;
— членом муниципального образования является в первую очередь гражданин РФ, который не теряет этой правовой связи с государством. Следовательно государство, доверяя заботу о гражданине местному самоуправлению, не снимает с себя ответственности за него и вправе спрашивать с органов и должностных лиц за качество жизни граждан;
— к компетенции органов местного самоуправления относятся также отдельные государственные полномочия, переданные на время или на постоянной основе.

Следовательно, государство, как передавший субъект, вправе контролировать осуществление переданных функций и применять меры ответственности в случае отрицательного результата.
основания:
а) нарушение Законов РФ или субъектов РФ;
реализуется в виде досрочного прекращения полномочий соответствующего лица или органа.

Форма определена в ст. 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

В Тюменской области, например, существует прецедент реализации этого вида ответственности принятием Закона Тюменской области «О прекращении полномочий главы Горьковского муниципального образования Тюменского района Кирилловой Т. Ф.

и назначении новых выборов»;
б) ненадлежащее осуществление переданных полномочий;
реализуется в виде изъятия полномочий.
Формы предусматриваются соответствующим законом о передаче полномочий.

В Тюменской области, например, действует Закон «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере использования лесов», определяющий, что если при осуществлении государственных полномочий, переданных Законом, органы местного самоуправления систематически нарушают Лесной кодекс Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Тюменской области, регулирующие лесные отношения, в областную Думу вносится предложение о прекращении исполнения органами местного самоуправления переданных полномочий. Прекращение осуществления переданных государственных полномочий в сфере использования лесов закрепляется областным законом.

Принятие областного закона о прекращении осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в сфере использования лесов влечет за собой прекращение поступления финансовых средств, передаваемых для их реализации, в порядке, установленном областным законодательством;
3) ответственность перед юридическими и физическими лицами;
природа — в административном характере взаимоотношений между органами местного самоуправления и лицами, находящимися на территории муниципального образования, который позволяет органам издавать общеобязательные нормы, а лиц обязывает им подчиняться. Поскольку нет никакой гарантии того, что эти нормы будут законными и обоснованными и не нарушающими или ущемляющими права лиц, последние должны иметь право воздействия на орган или лицо, принявшее такой акт.

Основание — ущерб от неправомерных действий и решений.
Реализуется в виде отмены, изменения акта и возмещения ущерба.

Формы — добровольное;
— судебное.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Определите понятие и классифицируйте ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

2. Назовите виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

3. Определите природу и основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования.

4. Определите формы и порядок применения ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования.

5. Определите природу и основания ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

6. Определите формы и порядок применения ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

к содержанию ↑

Виды гарантий местного самоуправления и их реализация

В статье 133 Конституции Российской Федерации закреплены такие важнейшие гарантии, как право на судебную защиту и право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

В соответствии с названной статьей не допускается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Из этого следует, что гарантии местного самоуправления можно разделить на политические, экономические, организационные и правовые.

Политическая гарантия состоит в том, что в Конституции РФ выражена политическая воля о признании местного самоуправления как института общества, обеспечивающего участие граждан в управлении общественными и государственными делами с использованием форм прямой и непосредственной демократии.

Политический характер имеют, например, ч. 2 и 3 ст. 3 Конституции РФ, устанавливающие нормы о народовластии и формах его осуществления, ч. 2 ст. 8, признающая и защищающая муниципальную собственность, ст. 12, гарантирующая местное самоуправление, и т. д.

Как раз в политической воле и заложена политическая гарантия, т. е. условие, при котором возможны становление и развитие местной публичной власти. Из этого следует, что и нормы муниципального права, призванные регулировать отношения в системе местной публичной власти, обусловлены политической волей, закрепленной в Конституции РФ.

Экономические гарантии заложены в становлении и развитии экономической и финансовой основ местного самоуправления, создании муниципальной собственности, формировании достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий.

Такое право закреплено за местным самоуправлением Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном самоуправлении и другими нормативными правовыми актами.

Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии.

Граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, на отзыв депутата и выборного должностного лица, на правотворческую гражданскую инициативу, на проведение собраний и сходов, на обращение в органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления для реализации функций наделены соответствующей компетенцией, гарантирующей выполнение задач местного значения.

Правовые гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Цель этих правовых актов состоит в том, чтобы обеспечить нормальную, полноценную деятельность местного самоуправления и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления измеряются силой нормативных правовых актов, принимаемых в системе местного самоуправления, обязательностью их выполнения и ответственностью за их невыполнение или ненадлежащее исполнение.

Статья 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.) устанавливает, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Аналогичная норма содержится в ч.

3 ст. 7; ч.

7 ст. 24; ч.

7 ст. 25 Закона «Об общих принципах…» (2003 г.).

Такой подход ставит всех физических и юридических лиц в рамки правового поля, определяемого местным самоуправлением на основе действующего законодательства.

Одной из правовых гарантий является обязательность рассмотрения органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и принятия по ним решений.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.), законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении наделяют представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

Законодательная инициатива гарантирует решение задач местного значения путем принятия законов, приближенных к интересам граждан и жизненной ситуации и учитывающих местные условия и национальные особенности.

Не менее важной в условиях становления правового государства является гарантия судебной защиты местного самоуправления.

Согласно ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявить в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Действуют ли в этой части правовые гарантии местного самоуправления? Изучение практической деятельности органов местного самоуправления свидетельствует о том, что они действуют там, где используются нормы Конституции РФ и Закона «Об общих принципах…».

Так, Иркутский областной суд 31 мая 1995 г. удовлетворил иск депутата Иркутской городской Думы и мэра г. Иркутска по вопросу недействительности частично ст. 32 Закона Иркутской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Иркутской области».

Недействительными признаны следующие положения названного Закона:

«1… Главное финансовое управление и финансовые управления в городах и районах области составляют систему органов управления финансами области. Главное финансовое управление: а) направляет деятельность финансовых органов в городах и районах на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сферы, создание финансовой базы для комплексного социально-экономического развития городов и районов области.

2. В целях обеспечения проведения единой финансовой политики на территории области Главное финансовое управление осуществляет координацию деятельности финансовых управлений в городах и районах области.

Начальник Главного финансового управления области назначает на должность и освобождает от должности начальников Финансовых управлений городов и районов области по представлению исполнительно-распорядительных органов городов и районов области.

Начальник Главного финансового управления области определяет предельную численность работников финансовых управлений городов и районов в пределах установленной Министерством финансов РФ численности работников и фонда оплаты труда, сметы расходов на содержание областного аппарата и аппаратов финансовых управлений городов и районов области в пределах выделенных ассигнований.

Главы местного самоуправления городов и районов области вправе увеличивать численность работников финансовых органов за счет средств местных бюджетов.

4. Положения о финансовых управлениях городов и районов соответствующих территорий утверждаются начальником Главного финансового управления области по согласованию с главами исполнительно-распорядительных органов соответствующих территорий».

Законодательный орган области принял закон, противоречащий Конституции РФ. Своевременная реакция органа местного самоуправления по направлению иска в областной суд имела положительный результат.

Общеизвестным с точки зрения обеспечения гарантий местного самоуправления является постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г.

«О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике». На основе указанного Закона в Удмуртской Республике были ликвидированы избранные населением на 4 года органы местного самоуправления, нарушены конституционные гарантии граждан на осуществление местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционными положения гл. 4 названного Закона Удмуртской Республики, согласно которой полномочия представительных органов местного самоуправления передавались объединенным Советам депутатов, а избранные главы администраций назначались и освобождались Президиумом Государственного Совета.

Нарушенное право было восстановлено Конституционным Судом.

Выполнение всех названных гарантий открывает широкий простор для реализации местного самоуправления.

Автор статьи
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Следующая
Виды праваГарантии и компенсации в трудовом праве, их виды и особенности

Добавить комментарий

Adblock
detector