Может ли охраняться авторским правом название произведения

Начало временного течения прав автора

С момента создания произведения. Как только Вы что-нибудь нацарапали на листке бумаги, можете себя поздравить, Вы — автор произведения.

Независимо от того, обнародованным ли стало произведение или просто лежит на столе, автор данного объекта интеллектуальной собственности наделяется рядом прав. При желании произведение можно обозначить значком копирайт (латинская буква «с» в окружности), но это лишь формальность.

Со значком или без оного, объект интеллектуальной собственности будет охраняться одинаково. Государственная регистрация прав на программу для ЭВМ также носит добровольный характер, с её помощью гораздо проще доказать право авторства.

к содержанию ↑

Личные неимущественные права:

  • Право авторства;
  • Право автора на имя;
  • Право на неприкосновенность произведения;
  • Право на обнародование произведения.

Иные права:

  • Право на отзыв;
  • Право доступа;
  • Право следования;
  • Право автора на получение вознаграждения за служебное произведение;
  • Право автора произведения, записанного на фонограмму, и авторов аудиовизуального произведения на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях;
  • Право композитора на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.
к содержанию ↑

Срок действия исключительного права на произведение

По стандартной ситуации в течение всей жизни автора и 70 лет после смерти, исчисление идёт с 1 января года, следующим за годом смерти автора. Это срок может быть увеличен, если автор работал в период ВОВ (на 4 года) или был репрессирован.

Также, если произведение было создано в соавторстве, то отсчёт срока действия исключительного права на произведение начинается после смерти последнего из соавторов.

к содержанию ↑

Какими способами можно защитить авторские права. Существуют шесть способов:

  • Признанием права. Суть заключается в праве называться автором произведения. А автор уже обладает целым комплексом прав. Это очень важный момент. Бремя доказывания права авторства лежит на авторе произведения.
  • Пресечение действий, которые нарушают право или создаёт угрозу его нарушение. Актуально при распространении спорного контента или продукции, содержащей спорный объект интеллектуальной собственности.
  • Публикация решения о допущенном нарушении.
  • Возмещение убытков.
  • Компенсация морального вреда при нарушении личных неимущественных прав.

Использование произведения без согласия автора и выплаты вознаграждения.

Услуги юриста в Москве: составление документов, представительство в суде, исполнительное производство. Демократичные цены.

Сказки – это очень важный жанр в литературе. Именно с него и начинают маленькие дети ознакомление с миром прозы и поэзии. Но что они означают, какова история и специфика авторских сказок? Рассмотрим все это ниже, а также список русских литературных сказок с их авторами и особенности.

к содержанию ↑

Определение

Сказка – это жанр в литературе, основанный, как правило, на фольклоре. Может быть как прозаической, так и поэтической. Однако в основном это фольклорная проза, и у каждого народа есть свои сказки. Главным отличием для них обычно являются наличие мифических существ и/или фэнтезийных, фантастических, волшебных элементов.

Но в отличие от фольклорных произведений, сказки всегда имеют автора. Зачастую в них идет очевидная борьба добра и зла, плохого и хорошего. Обычно есть главный герой – «любимец» автора и, как следствие, читателя. А есть и антигерой – мифический злодей.

к содержанию ↑

История

Как уже говорилось выше, сказки свое берут начало из фольклора. Однако не всегда, т. к. они могут быть и чисто авторскими. Они появились давно в виде именно фольклорных произведений, передающихся «из уст в уста». На Руси долгое время так существовали и распространялись свои народные сказки.

К очень старым сказкам можно отнести некоторые произведения. Например, множество фольклорных сказаний Древней Руси и церковные притчи Средневековья, во многом напоминающие рассматриваемый нами жанр.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Однако как отдельное литературное авторское направление выделились только в прошлом веке. А вот слово «сказка» в русском языке появилось и того раньше – аж в XVII веке.

Далее в Европе стали появляться сказки уже в привычном для людей понимании: братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Шарль Перро и многие другие. А вот на территории современной России раньше (и до сих пор) был очень популярен Александр Сергеевич Пушкин.

В XVIII веке вообще многие писатели любили брать основу из фольклора и таким образом создавать новые произведения.

В XX веке появилось еще больше сказок. Как авторы этого жанра были известны такие великие писатели, как Максим Горький, Алексей Толстой и др.
к содержанию ↑

Специфика

Авторские сказки называют еще и литературными. Как уже описывалось выше, от фольклорных произведений их отличает наличие автора.

Свои создатели были, конечно, даже у очень старых народных сказаний, но авторы как таковые терялись, потому что веками рассказы переходили устно от одних людей к другим, порою даже значительно видоизменяясь, так как каждый человек мог трактовать и пересказывать по-разному, и так на протяжении долгого времени.

Еще одним отличием авторской сказки от народной является то, что она может быть и в стихах, и в прозе, в то время как второе – только в прозе (изначально вообще была только устной). Также в фольклоре затрагивается обычно тема противостояния добра и зла, в то время как в литературных произведениях это необязательно.

Еще одним отличием является то, что народные сказки имеют более поверхностно описанных персонажей, а в литературных, наоборот, каждый персонаж ярко выражен и индивидуален. В фольклоре еще есть зачин, присказка и своеобразные речевые обороты.

Они также, как правило, еще меньше, чем литературные. Это все обусловлено тем, что передавалось устно, поэтому многое утрачивалось, а размер укорачивался, потому что с поколениями забывалось.

Но тем не менее склонность к разным речевым оборотам, свойственным только русским сказкам, сохранилась. Например, «жили-были», эпитет «добрый молодец», а у Пушкина: «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и др.

Самое удивительное: точного определения авторской сказки как таковой не существует. Да, она произошла от народного фольклора и сильно видоизменилась, что и помогает в определении этого термина.

Сохранились фантастические создания, которые меняются в зависимости от народа. По размеру сказки, как правило, небольшие.

В них обязательно есть вымысел. Но всегда можно найти какую-то мораль, что и является главной целью сказки.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Это отличает ее от фэнтези, где акцент делается не на морали, а на повествовании сюжета, который также отличается тем, что в нем больше приключений, событий, захватывающих дух. Также фэнтезийные произведения и эпосы длинные по размеру.

А мир, описываемый в них, обычно не имеет фольклорной основы под собой. Он зачастую является вымыслом автора, который полностью создал свою реальность.

В сказках, наоборот, есть вымысел, но он в рамках реального мира.

Многие исследователи подразделяют литературные сказки на несколько категорий. Э. В. Померанцева, например, делит их на 4 жанра:

  • авантюрно-новеллистические;
  • бытовые;
  • о животных;
  • волшебные.

А вот еще отечественный фольклорист В. Я. Пропп делит сказки на большее количество категорий:

  1. О неживой природе, животных, растениях, предметах. Тут все просто: сказки об этом повествуют, соответственно, про животных или неживую природу как о главном элементе. Тут интересен тот факт, что такие произведения редко бывают русскими или европейскими. Зато подобные сказки часто встречаются у народов Африки, Северной Америки.
  2. Кумулятивные сказки обозначают такие произведения, где делается неоднократный сюжетный повтор, пока развязка не дойдет до кульминации. Так дети проще их воспринимают. Ярким примером являются рассказы про репку и колобка.
  3. Бытовой (новеллистический) жанр рассказывает о разных людях по характерам. Например, сказка про злого обманщика или про глупого человека.
  4. Докучные сказки созданы для убаюкивания детей. Они очень короткие и простые. (Например, сказка про белого бычка).
  5. Небылицы про то, чего не могло бы быть в реальности. Стоит отметить, что все сказки имеют долю вымысла, но в небылицах вымысла больше всего: говорящие животные, очеловеченные медведи (живут как люди, общаются и т. д.). Как правило, все подвиды между собой пересекаются. Редко какое произведение принадлежит только к одному из них.

В русских сказках еще выделяют богатырские, солдатские ответвления.

Самое интересное, что сказки как жанр изучаются очень серьезно. В Европе А.

Аарне написал так называемый «Указатель сказочных типов» в 1910 году, где тоже есть деления на виды. В отличие от типологии Проппа и Померанцевой, тут добавляются всем известные европейские сказки об одураченных чертях и анекдоты.

На основании работ Аарне создал свой указатель сказочных сюжетов и С. Томпсон в 1928 г.

Чуть позже такой типологией, но с внесением русских (славянских) видов занимался фольклорист Н. П.

Андреев и еще многие другие исследователи.

Выше мы рассмотрели основные подвиды, которые относятся скорее к народному творчеству. Авторские сказки, как правило, намного сложнее, и типировать их в определенный поджанр непросто, но они многое переняли от фольклора и описанных выше видов как от основы.

Также из многих источников взяты в основу сюжетные мотивы. Например, популярная в произведениях ненависть падчерицы и мачехи.

А теперь перейдем к спискам народных и литературных сказок.

к содержанию ↑

Сказки для 1 класса

Список большой, так как знакомство с чтением дети начинают с рассказов и сказок, потому что они маленькие и легки в запоминании и освоении. В первом классе рекомендуют читать:

  1. Небольшие народные сказки. Зачастую они про зверей: «Кот и лиса», «Колобок», «Ворона и рак», «Гуси-лебеди», а также «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Каша из топора», «Мужик и медведь», «Петушок-золотой гребешок», «Морозко», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок», «По щучьему веленью» и др.
  2. Шарль Перро, «Красная Шапочка».
  3. Пушкин Александр Сергеевич, «Сказка о царе Салтане» и другие небольшие рассказы.
к содержанию ↑

Литературные сказки: 2 класс, список

Дети в таком возрасте продолжают читать фольклорные, но начинают еще и авторские произведения. Список литературных сказок и их авторов:

  1. Сказки народные в обработке А. Н. Толстого.
  2. Произведения Братьев Гримм, например «Бременские музыканты».
  3. Е. Л. Шварц, «Новые приключения Кота в сапогах».
  4. Ш. Перро: «Кот в сапогах» и «Красная Шапочка».
  5. Сказки Ганса Христиана Андерсена.
  6. А также небольшие произведения А. С. Пушкина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. Ершова, П. Бажова, К. Д. Ушинского и др.

к содержанию ↑

Как распределяются авторские права между составителем и авторами произведений, входящих в составное произведение?

Статья 1260 Гражданского Кодекса закрепляет авторские права автора – составителя в отношении созданного им составного произведения.

Это означает, что составитель получает все права автора, как личные, так и исключительные на выполненное им составительство.

Понятие составительство, как следует из указанной правовой нормы, включает в себя:

  1. Подбор соответствующих материалов, часть которых или все могут являться при этом самостоятельными произведениями, в том числе, охраняемые авторским правом.
  2. Расположение данных материалов в определенной последовательности.
Каких – либо прав на используемые произведения в составе сборника или иного составного произведения, у автора-составителя при этом не возникает.

Кроме того, использование произведений в составе сборника или иного составного произведения не должно нарушать авторских прав авторов таких произведений.

Это означает, что составители, прежде чем включать в свое составное произведение чужие произведения должны либо удостовериться, что таковые произведения авторским правом уже не охраняются (перешли в общественное достояние), либо получить согласие авторов таких произведений на включение их в состав составного произведения.

Таким образом, согласно действующему гражданскому законодательству, составитель не вправе делать подборки материалов для своего составного произведения без получения согласия авторов произведений , если они еще охраняются авторским правом и не перешли в общественное достояние.

Здесь следует отметить, что в общественное достояние произведения переходят после истечения семидесятилетнего срока со дня смерти их автора или последнего из соавторов.
к содержанию ↑

Какими правами наделяется автор-составитель?

Поскольку в гражданском законодательстве авторские права на составное произведение не регламентируются специальными нормами, то к ним применяются общие правила в отношении прав авторов.

Это означает, что автору – составителю принадлежат все те же права, что и авторам первичных произведений, но, разумеется, только в отношении составительства.
Автор статьи
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Следующая
ЗаявленияРеальная помощь в получении кредита от сотрудника банка без предоплаты

Добавить комментарий

Adblock
detector