Ограничение и запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государств 44-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616

Также Постановлением № 616 предусмотрены ограничения на приобретение по госконтрактам работ и услуг, выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, если данные работы (услуги) приобретают для нужд обороны страны и безопасности государства.

В Перечень включены 153 вида товаров, указанных в соответствии с кодами ОКПД 2.

Также в документе предусмотрены отдельные исключения в части запретов. Они могут быть применены, если:

  • на территории РФ отсутствует производство требуемого товара (речь идет о полном отсутствии, а не о недостаточном количестве производимого товара);
  • нужно обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с товарами, которые уже использует заказчик;
  • приобретаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, используемым заказчиком;
  • закупку делает ФСБ, ФСО, СВР России, органы внешней разведки Минобороны, МВД, Росгвардия, Управление делами Президента РФ и ГУСП Президента;
  • закупку производит ФСО в целях реализации мер по госохране, а также приобретение транспортных средств МВД для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
Продукция (товар) считаются произведенными на территории РФ или на территории государства – члена ЕАЭС при наличии сведений о них в Реестре российской промышленной продукции либо в Реестре евразийской промышленной продукции.

Выписку из соответствующего реестра, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации (если это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719), участник торгов на заключение госконтракта должен предоставить в составе заявки. Информацию о реестровых записях о товаре также включают в контракт.

При исполнении контракта замена товаров, указанных в Перечне, на промышленные товары, входящие в запретительный список, недопустима.

С этой же даты (01.07.2020) действуют запреты в отношении автомобильной продукции и колесных транспортных средств, указанных в п. 73 – 75, п. 83 и п. 109 – 112 Перечня.
к содержанию ↑

Разрешительный порядок закупки иностранного товара

Минпромторг РФ разработал проект приказа, который определит Порядок выдачи разрешения на закупку иностранного товара, на который распространяются ограничения по Постановлениям № 616 и № 617. Проект опубликован на федеральном портале проектов НПА.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
По комментариям ведомства, проект документа нужен для полноценного запуска работы в рамках Постановления № 616. Минпромторг будет оформлять разрешения на закупку иностранного товара, формировать и вести реестр российской продукции.

Также в документе есть положение об отраслевых экспертных советах, которые рассматривают спорные ситуации, связанные с закупкой иностранных товаров.

Проект позволит организовать взаимодействие между госзаказчиком и отечественным производителем на платформе Государственной информационной системы промышленности (ГИСП). Данный ресурс упростит поиск и подбор российского аналога импортного товара. При этом личное взаимодействие участников процесса будет сведено к минимуму.

Новый механизм выявления российских аналогов даст возможность получать достоверные агрегированные данные о потребностях и производственных возможностях на российском рынке. Замглавы Минпромторга Василий Осьмаков прокомментировал новшества так:

“В условиях снижения потребительской активности критически важно поддерживать отечественных производителей, а госзаказ выступает одним из базовых для этого инструментов. Такой подход стимулирует заказчиков приобретать российские товары и поможет выявлять наукоемкие ниши, где нашим компаниям необходимо наращивать компетенции.”

к содержанию ↑

Сферы действия запретов

Ст. 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что Правительство РФ выпускает нормативные правовые акты, которые запрещают допуск иностранных товаров, а также работ и услуг, которые исполняют иностранные лица.

Машиностроение — Постановление № 656 от 14.07.2014.

Легкая промышленность — Постановление № 791 от 11.08.2014.

Программное обеспечение — Постановление № 1236 от 16.11.2015.

Продукция, имеющая оборонное значение, — Постановление 9 от 14 января 2017 года.

Мебельная продукция — Постановление 1072 от 05.09.2017.

Если заказчик проводит заказы, на которые распространяется действие перечисленных актов, то он должен отклонить заявки, которые предлагают к поставке зарубежную продукцию. Исключение сделано только для стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).

к содержанию ↑

Машиностроение

Запрет на допуск отдельных видов импортной продукции машиностроения включает большой перечень, в том числе:

бульдозеры, тракторы, грейдеры, катки, погрузчики, экскаваторы.

Средства для перевозки людей: автомобили, автобусы, троллейбусы.

Специальные автомобили: пожарные, скорой медицинской помощи, для аварийно-спасательных служб, полиции.

Однако имеются и исключения, когда можно закупить перечисленную продукцию зарубежного происхождения. Перечислим некоторые из них:

Производство по специальному инвестиционному контракту (абзац 2, подпункт «а», Постановление № 656). Подтверждающим документом в таком случае является копия данного контракта.

Если нет аналогов российского производства, и при этом она соответствует требованиям РФ к такой продукции, которые перечислены в Постановлении № 719 от 17.07.2015 (монтаж двигателей, системы электрооборудования, органов управления, наличие сервисных центров на территории стран ЕАЭС и др.). Подтверждающим документом является акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой РФ.

Страной происхождения является государство — член ЕАЭС. Подтверждающим документом является сертификат о происхождении, который выдается уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС.

Нормы не распространяются на деятельность дипломатических и консульских учреждений при заказах не на территории РФ.

к содержанию ↑

Легкая промышленность

Запрет на допуск товаров иностранного происхождения устанавливает ограничения при покупке товаров легкой промышленности, а также услуг по их прокату, к которым относятся:

Предусмотрены два перечня: отдельно для федеральных нужд и отдельно для нужд субъекта и муниципальных нужд. Федеральный перечень охватывает большее количество групп.

Дополнительным требованием к поставщикам является не только поставка продукции, произведенной в ЕАЭС, но и использование при их производстве или оказании услуг материалов или полуфабрикатов также из стран ЕАЭС. К примеру, при покупке одеял нитки, из которых они сделаны, также не должны быть иностранного происхождения.

Подтверждающим документом является декларация поставщиков о стране происхождения.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Есть исключение: если такая продукция легкой промышленности не производится на территории ЕАЭС. Заключение об этом выдает Министерство промышленности и торговли РФ.
к содержанию ↑

Продукция оборонного значения

Закупка у турецких компаний

Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики. Необходимо отметить, что утратило силу Постановление от 29.12.2015 № 1457.

Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 президент отменил данные специальные экономические меры Указом от 31.05.2017 № 244.

Продолжает действовать запрет на турецкие товары 44-ФЗ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.2015 № 1296, запрещена к ввозу в РФ некоторая сельскохозяйственная продукция, страной происхождения которой является Турецкая Республика.

На сегодняшний день в списке значатся только томаты, свежие или охлажденные. — это фрагмент статьи с портала Госконтракт.

к содержанию ↑

В каких случаях применяется запрет

Авторы постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, скажем прямо, несколько перестарались при его написании. Согласно положениям постановления запрет должен применяться заказчиками не только при осуществлении закупок непосредственно самого ПО (как нового, так и в рамках покупки лицензии на продление уже имеющего у заказчика ПО), но и «при выполнении работ, оказании услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения».

В последнем случае применить запрет просто невозможно, т.к. нельзя установить запрет на то, чего еще нет.

Соответственно, если заказчиком закупаются услуги по разработке ПО по индивидуальному заказу, то рекомендуется включить в контракт обязанность исполнителя внести созданное им ПО в реестр российского или евразийского программного обеспечения, что, в свою очередь, является условием приемки и оплаты такого ПО заказчиком. При этом мы признаем, что на практике данный совет заказчиками обычно отвергается.

Заказчики справедливо полагают, что в указанном случае контракт просто не будет исполнен в установленные сроки и, соответственно, предпочитают вообще не применять запрет.

Однако, вернемся к случаям закупки заказчиком уже готового ПО. Одним их таких является поставка ПО вместе с компьютерной техникой.

Например, ноутбук с предустановленной операционной системой Windows 10. В данном случае заказчик не праве говорить о том, что ПО он не закупает, а закупает только компьютерную технику, т.к.

операционная система Windows 10 является коммерческим продуктом и его цена включена в цену компьютерной техники. Таким образом, при осуществлении заказчиком закупки компьютерной техники с предустановленным программным обеспечением, можно говорить о наличии составного предмета, часть из которого составляет компьютерная техника, а часть программное обеспечение.

Следовательно, запрет должен применяться и в указанном случае тоже.

Компьютерная техника является радиоэлектронной продукцией, в отношении которой постановлением Правительства РФ от 10.07.2020 № 878 установлено ограничение допуска. Кстати, о применении данного постановления эксперты Консультационного центра в сфере закупок «Закон.гуру» уже писали ранее.

Если предметом проводимой заказчиком закупки выступает одновременно поставка компьютерной техники с предустановленным ПО, то в извещении должно содержаться указание как на применение постановления Правительства РФ от 10.07.2020 № 878, так и на применение запрета, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236. Если запрет не применяется, то в документации должно содержаться обоснование заказчика отступления от запрета.

Второй случай закупки ПО – это закупка оборудования, работающего под управлением ПО. Например, речь может идти о закупке медицинского оборудования, управляемого с помощью системы Windows или иного иностранного ПО, встроенного производителем.

В указанном случае запрет не применяется, т.к. по мнению ФАС России в данном случае предметом закупки выступает само оборудование, а не ПО.

Третий пример – закупка услуг хостинга. Например, заказчик может закупать услуги по предоставлению в аренду серверов, в том числе виртуальных серверов.

Указанные серверы могут предоставляться как «пустыми», так и с уже предустановленным программным обеспечением, обеспечивающим работоспособность информационных систем заказчика. В последнем случае запрет также должен применяться.

Приведем пример из практики (решение ФАС России от 29.04.2020 по делу № 19/44/99/235):

Техническим заданием конкурсной документации установлено, что в рамках исполнения обязательств по государственному контракту необходимо, в том числе, предоставление аппаратных средств для размещения информационных систем (например, виртуальные серверы), предоставление общесистемного программного обеспечения, обеспечение возможности удаленного доступа для развертывания дополнительного программного обеспечения, предоставление лицензии Windows Server Standart, лицензии SQL Server Standart, лицензии Veeam.

Вместе с тем, извещением о проведении конкурса запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств не установлен, при этом, извещение о проведении конкурса, конкурсная документации не содержат обоснование невозможности соблюдения указанного запрета.

Подводя итог сказанному отметим, что запрет должен применяться при осуществлении практически всех закупок, предметом которых выступает ПО. Запрет применяется как при осуществлении конкурентных процедур закупок, так и при осуществлении закупки у единственного поставщика.

Таким образом, закупку иностранного программного обеспечения по Закону № 44-ФЗ нельзя осуществить даже применяя п. 4 или п.

5 ч. 1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ.

к содержанию ↑

Какое ПО считается иностранным, а какое нет

Ответ на данный вопрос достаточно простой: иностранным ПО является любое ПО, сведения о котором отсутствует в реестре российского ПО (https://reestr.digital.gov.ru) либо в реестре евразийского ПО (http://eac-reestr.digital.gov.ru). Если программное обеспечение разработано на территории Российской Федерации или на территории стран, входящих в ЕАЭС, но при этом сведения о таком ПО не включены в указанные реестры, то такое ПО считается иностранным для целей осуществления государственных закупок.

к содержанию ↑

Обоснование отступления от запрета

Вот мы и подошли, пожалуй, к самому интересному разделу статьи: подготовке обоснования отступления от запрета. Обоснование должно оставляться каждый раз, когда заказчик намерен закупить иностранное ПО.

Указанное обоснование включается в документацию о закупке (при отсутствии документации – в извещение об осуществлении закупки), а в случае проведения закупки у единственного поставщика (при которой не составляется извещение) – обоснование должно «хранится в столе» у заказчика до возникновения вопросов со стороны органов контроля.

Согласно постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 обоснование отступления от запрета должно содержать указание на:

а) обстоятельство, предусмотренное пп.»а» или «б» п. 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236;

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать ПО, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестры.

Пристальное внимание обратим на последний пункт. Из него видно, что заказчик, во-первых, обязан в техническом задании четко указать характеристики планируемого им к закупке ПО.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Иными словами, заказчик, например, не может просто написать, что ему необходима система Windows 10 или Microsoft Office без указания их характеристик и выполняемых данными программами задач. Это будет несоблюдением требований ст.

33 Закона № 44-ФЗ.

Во-вторых, заказчик должен в обосновании привести указания на все программные продукты, зарегистрированные в реестрах по соответствующему классу. Указание делается путем перечисления наименований программных продуктов.

Далее в отношении каждого продукта из реестра делается сноска на соответствующий пункт технического задания заказчика, которому тот или иной программный продукт не соответствует.

Обоснование должно содержать перечень программных продуктов, содержащихся в реестрах по соответствующему классу (классам), на дату размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки либо на дату заключения контракта с единственным поставщиком. Если в реестрах на указанную дату будет зарегистрировано больше программных продуктов, чем заказчик укажет в своем обосновании, контрольные органы (в том числе ФАС России) будут считать, что обоснование отступления от запрета у заказчика отсутствует.

Должностные лица заказчика в этом случае могут быть привлечены к административной ответственности.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

к содержанию ↑

Ограничения

На отдельные виды товаров законодатель установил ограничения. Это значит, что заявки, содержащие изделия иностранного производства, допускаются к участию в процедуре только в том случае, если отсутствуют предложения с продукцией российского производства, соответствующей установленным характеристикам. Это справедливо для следующих видов товаров:

  1. Радиоэлектроника.
  2. Медицинские изделия.
  3. Лекарственные препараты.
  4. Продукты питания.

При проведении таких закупок участники, предложившие продукцию отечественного производства, получают ценовые преференции. Если победу в тендере одерживает компания, в заявке которого имеются иностранные товары, то итоговая цена контракта будет уменьшена на 15%.

Радиоэлектронная продукция

Ограничения на закупку товаров радиоэлектроники установлены постановлением Правительства №968 от 29 сентября 2016 года. В список изделий, попавших под действие нормативного акта, включены:

  1. Фоторезисторы.
  2. Светодиодные изделия.
  3. Интегральные электронные схемы.
  4. Вычислительны машины.
  5. Электронные книги.
  6. Запоминающие устройства.
  7. Радиоэлектронные средства связи.
  8. Антенны.
  9. Видеокамеры.
Полный список приведен в приложении к постановлению. Установленные ограничения не применяются в случае проведения закупки на территории иностранного государства для обеспечения собственной деятельности.

При закупке медицинских изделий, включенных в перечень, указанный в постановлении Правительства №102 от 05 февраля 2015 года, устанавливаются ограничения. В этот список попали:

  1. Медицинская одежда.
  2. Санитарно-гигиеническое белье.
  3. Реагенты.
  4. Салфетки.
  5. Тампоны.
  6. Повязки.
  7. Диагностическое и реанимационное оборудование.
Список товаров огромен, поэтому поставщикам и заказчикам необходимо внимательно с ним ознакомиться перед участием в процедуре. Запрет не распространяется на закупки, проводимые на территории иностранных государств.

Введение ограничений при закупке лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов устанавливается постановлением Правительства №1289 от 13.11.2015 года. Актуальный перечень конкретных медикаментов, попадающих под действие нормативного акта, приведен в распоряжении Правительства №2323-р от 23.10.2017 года.

Если в результате проведения закупки товаров, на которые распространяются ограничения, был заключен контракт с поставщиком, предложившим российскую продукцию, то замена препаратов, предложенных в заявке, иностранными аналогами в процессе исполнения обязательств не допускается. Это установлено пунктом 3 постановления Правительства №1289.

Ограничения на поставку иностранных продуктов питания установлены постановлением Правительства №832 от 22.08.2016 года. В перечень таких продуктов входят:

  1. Мороженая и свежая рыба.
  2. Морепродукты.
  3. Различные сорта мяса.
  4. Соль.
  5. Сливочное масло, сыры, творог, молоко.
  6. Рис.
  7. Сахар.

Исключением из данного постановления становятся закупки, осуществляющиеся на территории иностранных государств.

к содержанию ↑

Действия заказчика

Действия заказчика при проведении закупок товаров, попадающих под действие ограничений, будут зависеть от типа приобретаемой продукции:

  1. Если заказчику необходима какая-либо программа, то перед составлением закупочной документации он должен свериться с реестром ПО. Если такое обеспечение найдено в реестре, то закупать иностранные аналоги запрещено. Информация об этом должна быть обязательно отражена в документации. В случае, если требуемая программа отсутствует в реестре заказчику нужно подготовить обоснование необходимости приобретения именно такого ПО.
  2. Перед закупкой товаров, предназначенных для обеспечения нужд обороны страны заказчик должен проверить, существует ли производство требуемой продукции на территории России. Получить такую информацию можно в Министерстве промышленности и торговли.
  3. При проведении закупок отдельных видов товаров машиностроения или мебельной продукции заказчик обязан прописать в документации необходимость приложить во второй части заявок сертификат о происхождении товара. Заявки, в которых этот документ не приложен, должны быть отклонены.
  4. Если проводится закупка товаров, на которые правительством наложены ограничения, то заказчик обязан отклонять заявки, содержащие изделия иностранного производства, при условии, что поданы не менее двух предложений с российской продукцией. При этом товары, предлагаемые в этих двух заявках не должны быть одного и того же вида.
к содержанию ↑

Как работает постановление № 617?

Постановление № 617 работает по классической схеме “третий лишний”: при наличии не менее двух заявок, удовлетворяющих требованиям постановления, заявки участников, предложивших к поставке промышленные товары иностранного производства подлежат отклонению. Двумя соответствующими заявками признаются заявки, в которых содержится предложение о поставке промышленных товаров “отечественного” производства.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Под “отечественными” понимаются товары, произведенные на территории стран, входящих в ЕАЭС (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия). При этом все товары, предлагаемые двумя участниками, должны быть разных производителей.

В случае, если заказчик закупает перечень промышленных товаров в рамках одного лота, то совпадение производителя хотя бы по одной позиции закупаемой заказчиком спецификации, автоматически исключает применение Постановления № 617. В указанном случае к заявкам, содержащим предложение о поставке промышленных товаров иностранного производства, должны применяться условия допуска, установленные приказом Минфина России от 04.06.2020 № 126н (далее — Приказ № 126н).

Разбору данного документа мы также посвятили отдельную статью.

к содержанию ↑

Постановление № 617 и Приказ № 126н

На практике может возникнуть следующий вопрос: должен ли приняться Приказ № 126н в случае, если Постановление № 617 “не сработало”, но при этом в перечне, утвержденном Приказом № 126н, отсутствуют товары, содержащиеся в Постановлении № 617? Иными словами, во всех ли случаях должен применяться Приказ № 126н при установлении ограничения допуска по Постановлению № 617? Например, в перечень, утвержденный Постановлением № 617 вошел код ОКПД2 17.23.13.194 “Тетради школьные ученические”, а в перечне, утвержденном Приказом № 126н такого кода нет. Данный вопрос является по настоящему сложным и неоднозначным.

условия допуска, установленные Приказом № 126н, применяются исключительно в отношении товаров, указанных в Приложении.

В связи с изложенным, мы полагаем, что применение Приказа № 126н в случае неприменения последствий Постановления № 617 в виде отклонения заявок участников, предложивших к поставке промышленную продукцию иностранного производства, будет возможно только при совпадении кодов ОКПД2 в перечнях, установленных данными документами.

к содержанию ↑

Постановление № 617 работает не только при закупке товаров, но также при закупке работ, услуг, при выполнении, оказании которых заказчику поставляются промышленные товары, включенные в перечень

Это достаточно новое положение, которое ранее не встречалось в актах, устанавливающих ограничение допуска в отношении иных видов товаров. При этом данное положение, по свое сути, правильное и призвано исключить манипуляции со стороны отдельных заказчиков, закупающих под видом работ (услуг) товары без применения к ним ограничений допуска, установленные Правительством РФ.

Другой вопрос: как различить товары “поставляемые” при выполнении работ (оказании услуг) от товаров “используемых” в ходе таких работ, услуг. По последним, кстати, ограничение допуска устанавливать нельзя.

Например, заказчик закупает услуги по проведению математической олимпиады среди учащихся с раздачей им раздаточного материала, в том числе тетрадей школьных ученических, о которых мы говорили ранее (код ОКПД2 17.23.13.194). Нужно ли в данном случае устанавливать ограничение допуска по Постановлению № 617?

Мы считаем, что нет, т.к. указанные тетради будут использованы в процессе оказания услуг и как отдельный товар заказчику передаваться не будут. При этом мы понимаем, что четкого “водораздела” между “поставляемыми” и “используемыми” товарами нет, поэтому на практике будут встречаться противоположные решения по данной проблеме.

к содержанию ↑

Что в одном лоте?

Постановление № 617, как и иные акты, принятые в развитие ст. 14 Закона № 44-ФЗ, устанавливает запрет на включение в состав лота товаров, подпадающих по действие Постановления № 617, и не подпадающих под него.

Исключение сделано для музыкальных инструментов и звукового оборудования, входящих в разные производственные группы: такие промышленные товары во всех случаях закупаются отдельно друг от друга. Например, заказчик не вправе закупать в одном лоте скрипку и фортепиано.

к содержанию ↑

Вариант 1. Участник предлагает к поставке “российский” товар, сведения о котором включены в реестр российской промышленной продукции.

В этом случае в составе второй части заявки (не первой!) на участие в закупке в электронной форме участник обязан предоставить сведения о номере реестровой записи, под которым такой товар включен в реестр, а также сведения о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации (последнее предоставляется, если это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации»).

. в случае если победитель электронного аукциона в заявке указал, что страной происхождения поставляемого товара является Российская Федерация, то порядок, установленный подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 Приказа № 126н, не применяется и контракт заключается по цене, предложенной таким участником закупки…

Запутались? Не удивительно! Сотрудники Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру” готовы ответить на Ваши вопросы прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp. Присоединяйтесь!

При исполнении контракта участник, предоставивший во второй части заявки указанные выше сведения, обязан будет передать заказчику выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности. Сроки передачи указанной выписки могут быть установлены заказчиком в контракте, а в случае их отсутствия — выписка должна быть предоставлена участником в разумный срок.

к содержанию ↑

Понятие

  • продукции, имеющей иностранное происхождение;
  • работ, услуг, выполняемых или оказываемых иностранными гражданами в процессе закупочной деятельности;
  • равных условий с российскими товарами, работами, услугами, которые поставляются, исполняются или предоставляются на условиях, оговорённых в международных договорах РФ.
  • обеспечить безопасность страны и поддержать её обороноспособность;
  • защитить конституционный строй государства;
  • активизировать развитие внутреннего рынка;
  • поддержать национальную экономику;
  • создать выгодные условия для отечественных производителей.
к содержанию ↑

Меры применения

Мероприятия, направленные на воплощение в жизнь национального режима в госзакупках, представлены:

  1. Запретом на допуск товаров, работ, услуг, поставляемых, производящихся, оказываемых иностранными государствами или их гражданами, который регламентирован ПП № 9 от 14.01.2017 г. В виде исключения называются страны-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в составе Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. В отдельных правительственных постановлениях конкретизируется запрет на поставку и допуск на рынок продукции машиностроения, лёгкой и деревообрабатывающей промышленности, мебельной продукции, программного обеспечения и товаров, которые имеют оборонное значение.
  2. Ограничениями в закупках, оговорённых в соответствующих правительственных постановлениях, которые касаются иностранной продукции, не имеющей аналогов у отечественных производителей.
  3. Условиями допуска в госзакупках по 44-ФЗ иностранных товаров, работ, услуг, основанными на приказе Минфина РФ № 126н от 04.07.2020 г., которые предусматривают при рассмотрении поданных на торги заявок ценовое преимущество отечественных предложений.
к содержанию ↑

Предоставление преференций

Конкретно предоставление преференций при госзакупках, которые предусматривает национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ, регламентируется ПП № 925 от 16.09.2016 г..

Документ предусматривает установление преимущества для товаров, работ, услуг российского происхождения, а также для предложений белорусских и казахстанских производителей.

Преференции осуществляются посредством снижения предложенной российским участником поставок цены на 15% в процессе процедур, не предполагающих торги. В случае если проводятся торги, в которых побеждает участник, предлагающих объекты торга иностранного происхождения, то заключаемый с ним контракт приобретает цену, сниженную на 15%.

При заключении контракта с единственным поставщиком при признанной несостоявшейся закупке преференции не предусмотрены.

к содержанию ↑

Документы для подтверждения соответствия

Поскольку в первой части заявки на проведение закупочных торгов обязательно нужно указывать страну происхождения субъекта закупок, требуется подтверждение этого факта.

Страну происхождения товара можно подтвердить посредством:

  • сертификата, выдаваемого соответствующей инстанцией страны, из которой происходит продукция;
  • заключения о происхождении товара, предоставляемого Минпромом РФ;
  • акта экспертизы, произведённой в Торгово-промышленной палате;
  • копии специального инвестиционного контракта (СПИК).
Участник закупки с применением национального режима должен к заявке присовокупить написанную в свободной форме декларацию с указанием страны происхождения субъекта закупки.

Если этого не сделать, заказчик автоматически будет считать предлагаемый товар иностранного происхождения с последующими либо отклонением заявки вообще, либо с понижением цены на 15% во время заключения контракта.

В документации, сопровождающей закупки, указываются:

  • требование о декларировании участником закупок страны происхождения товара;
  • условия предоставления преференции товарам российского, белорусского и казахстанского производства;
к содержанию ↑

Проверка ОКПД2

Каждому участнику госзакупок вменяется в обязанность проверять ОКПД2 на принадлежность к нацрежиму. К правительственным постановлениям, посвящённым запретам, ограничениям и условиям допуска, прилагаются соответствующие приложения с товарными перечнями иностранных товаров.

Поскольку в каждом из этих перечней товары указываются с привязкой к ОКПД2, проверка происходит очень быстро.

Также можно проверить ОКПД2 на портале Единой информационной системы (ЕИС). Для этого необходимо:

3. Найти поле «Ограничения и запреты» и выделить строку «Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска».

4. В открывшееся затем окно ввести ОКПД2 и соответствующее правительственное постановление из предлагаемого перечня.

Автор статьи
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Следующая
Образцы документовЕдиный перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза

Добавить комментарий

Adblock
detector