Срок рассмотрения претензии по ГК РФ между юридическими лицами
Функция досудебной претензии
Из самой формулировки понятия «досудебная претензия» следует, что основной функцией этого документа является попытка урегулирования конфликтной ситуации до составления иска и обращения в судебные органы.
При этом, согласно ГК РФ, независимо от решения исполнителя по данному вопросу, письменный ответ на претензию является обязательным.
В каких случаях обязателен претензионный порядок
- Ситуации, когда составление претензии предусмотрено законодательством на федеральном уровне (споры, связанные с перевозками, экспедиторскими услугами и услугами сотовой связи).
- В случае когда в заключенном между контрагентами договоре присутствует соответствующий пункт, согласно которому, перед обращением в суд, все споры между сторонами решаются путем переговоров и направления претензии.
Оформление претензии
Так же, как и любой другой официальный документ, досудебная претензия должна иметь определенные реквизиты. При составлении претензии нужно указать:
- В «шапке» — наименование организации, к которой выдвигаются требования с указанием ее юридического адреса и фамилии ответственного лица. Ниже указываются реквизиты «потерпевшей» стороны.
- Основание претензии. Перечисление обязательств по договору, которые контрагент не выполнил, с указанием максимального количества деталей: Что именно не было исполнено? При каких обстоятельствах? Какие прилагаются документы, подтверждающие факт нарушения договора (акты экспертизы, копии договора, фотографии и т. п.)?
- Резолюция. Перечисление требований, которые выдвигаются контрагенту с обоснованием этих требований.
- Контактные данные для обратной связи с истцом.
- Дата составления документа и подпись составителя.
Сроки рассмотрения
Согласно законодательству, срок рассмотрения претензии составляет 30 дней с момента подачи.
Для судебных органов решающим фактором при рассмотрении претензии будет своевременность ее подачи и наличие документов, подтверждающих факт подачи претензии. Поэтому в случае пересылки почтой важно сохранить квитанцию об отправке, а если претензия передается лично, нужно убедиться, что на экземпляре составителя стоит отметка о получении с указанием даты и наличием подписи получателя.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) предусматривает обязательное либо добровольное (по соглашению сторон) досудебное урегулирование споров. Срок рассмотрения претензии по ГК РФ между юридическими лицами определяется в самом кодексе или передается на усмотрение сторон, которые должны согласовать такие временные рамки в договоре.
Рассмотрение претензии по ГК РФ
Юридические лица постоянно вступают в гражданские правоотношения друг с другом — это неотъемлемая часть хозяйственной деятельности. Договоренности между компаниями, организациями или учреждениями могут касаться купли-продажи продукции, грузоперевозок, оказания услуг, предоставления займов, аренды, хранения и так далее.
Однако не всегда стороны добросовестно исполняют свои обязательства.
Претензионный порядок урегулирования споров является досудебным: перед тем как обратиться в суд, сторона, считающая, что ее права ущемлены, обращается с жалобой к стороне-нарушителю и излагает свои требования.
В ряде случаев согласно ГК РФ досудебный порядок урегулирования является обязательным:
- статья 445 — споры при заключения договора в обязательном порядке (например, на основании предварительной договоренности или с победителем конкурса или аукциона);
- ст. 452 — споры при изменении, расторжении соглашений;
- ст. 528, 529 — государственные или муниципальные контракты, договоры поставки товаров для государственных или муниципальных нужд;
- ст. 619 — разногласия при расторжении договора аренды;
- ст. 797 — споры, касающиеся грузоперевозок;
- ст. 859 — расторжение договора банковского счета;
- ст. 1252 — споры о нарушении исключительных прав.