Таможенный контроль после выпуска товаров в Таможенном Союзе Евразийского Экономического Союза и основания для его проведения
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литвинова Ю.М.
В статье рассмотрены основные изменения в таможенном законодательстве в связи с принятием ТК ЕАЭС. Особое внимание уделено осуществлению таможенного контроля , особенностям его применения. Кроме того, отмечаются некоторые изменения, коснувшиеся правового статуса уполномоченного экономического оператора , таможенного декларирования товаров.
Таможенная проверка
Таможенная проверка является основной формой таможенного контроля, проводимая таможенными органами в целях удостоверения о соблюдении лицами таможенного законодательства.
В соответствии со ст.
331 ТК ЕАЭС, таможенная проверка представляет собой сложный процесс и заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и представленных в таможенный орган документах, и (или) иных сведений, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией полученной таможенными органами в порядке контроля за деятельностью юридического лица.
Участники внешнеэкономической деятельности, довольно часто сталкиваются с контрольными, оперативно-розыскными мероприятиями, а также следственными действиями. Несмотря на общую направленность в ТК ЕАЭС на упрощение и ускорение таможенных процедур, а также мер таможенного контроля, тенденция доначислений в рамках проводимых таможенными органами проверок с каждым годом растет.
В связи с постоянно изменяющимся законодательством и принятием новых решений Евразийской экономической комиссией, бизнесу все сложнее становится противостоять требованиям таможенных органов. Подготовка к проверке, представление возражений на действия проверяющего требуют от подконтрольных субъектов наличия глубоких знаний законодательства, разъяснений судебной практики.
Почему в отношении компании может быть назначена таможенная проверка?
Учитывая экономическую значимость результатов проверки, можно утверждать, что качество отбора, в конечном счете, определяет полноту сборов таможенных платежей, налогов, акцизов и пеней, а также штрафов.
В основе процедуры отбора лица на таможенную проверку лежит субъекто-ориентированный подход, формируемый системой управления рисками Федеральной таможенной службы России.
ФТС оценивает вероятность нарушения таможенного законодательства и в дальнейшем применяет меры таможенного контроля, соответствующие уровню риска компании.
Основные причины выбора лица для проведения проверки:
- Наличие сумм задолженности перед таможенными органами, неуплаченные административные штрафы;
- Непредставление документов;
- Реорганизация или ликвидация компании;
- Небольшой размер уставного капитала участника ВЭД;
- Значительные отклонения основных показателей таможенного декларирования (вес, стоимость) в меньшую сторону от средних значений по аналогичным товарам;
- Значительная доля товарооборота с офшорными зонами;
- Поставка товаров из страны, не являющейся страной происхождения;
- Привлечение к административной ответственности, а также возбуждение уголовных дел.
Проверка после выпуска товаров
Таможенный контроль после выпуска товаров – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров, а также при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского союза, путем проведения таможенных проверок и иных форм таможенного контроля, установленных Главой 45 ТК ЕАЭС.
Проверка после выпуска товаров – прежде всего документальный контроль достоверности сведений, заявленных декларантом, позволяющий таможенным органам:
- сопоставить представленные сведения со сведениями, полученными в ходе проведения таможенного контроля от банков, кредитных организаций, налоговых, правоохранительных и иных государственных органов;
- установить факт законности/незаконности ввоза товара на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза;
- установить круг лиц, напрямую или косвенно участвующих в сделках с товаром, как до пересечения им таможенной границы, так и на внутреннем рынке Российской Федерации.
Проверка после выпуска товаров проводится в течение 3-х лет после выпуска товаров в свободное обращение.
к содержанию ↑Общие рекомендации при проведении проверок:
- Проверьте служебные удостоверения сотрудников таможни, документы о проведении проверки;
- Потребуйте доведения до вас оснований и повода для проведения проверки в отношении вашей компании;
- Предоставляйте документы таможенному органу при проведении проверок и направлении запросов о представлении документов;
- В случае идентификации товаров, взятии проб и образцов, осмотра помещений, ареста товаров – не препятствовать законным действиям таможенных органов, но обратиться за квалифицированной юридической помощью;
- Присутствуйте при проведении всех мероприятий таможенного контроля;
- Подписывайте документы только после их тщательного изучения;
- Требуйте от инспекторов предоставления копий документов (актов осмотра, протокола изъятия);
- При необходимости проводите фото и видео фиксацию;
Юристы таможенной практики «Юнитрейд» имеют большой практический опыт сопровождения таможенных проверок. Наши специалисты помогут Вам своевременно выявить нарушения и исправить их в соответствии с требованиями таможенного законодательства.
Таможенный контроль ТК ЕАЭС — совокупность мер, позволяющая отслеживать соблюдение правил ввоза и вывоза товаров (а также других объектов) через границы стран-участниц союза. С января 2021 года все процедуры и условия регулируются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Виды таможенного контроля ТК ЕАЭС
Согласно действующему кодексу, который действителен во всех государствах союза, предусмотрено несколько форм контрольных мер. Выбор одной из них зависит от условий процедур, типа товара и других особенностей. Предусмотрены следующие формы таможенного контроля по ТК ЕАЭС:
- осмотр, досмотр, в том числе личный, а также помещений, территорий;
- проверка, в том числе различных документов;
- получение объяснений.
Все эти формы актуальны в момент нахождения объектов под таможенным контролем.
Однако есть процедуры, которые могут проводиться в течение 3 лет после окончания основного оформления.
Таким образом осуществляется контроль после выпуска по ТК ЕАЭС. Он предполагает подтверждение фактов легального ввоза товаров на территории союза, а назначается при возникновении информации о нарушении действующих норм и правил.
Оптимальный выход — заключить договор со специалистами в этой сфере. Ошибки при оформлении, например, неполные данные, отсутствие сопроводительной документации, приводят к потере времени и задержкам поставок по договорам.
к содержанию ↑Помощь специалистов
Общие положения о таможенном контроле после выпуска товаров в Российской Федерации
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств — членов ЕАЭС, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется.
Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством государств — членов ЕАЭС. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
к содержанию ↑Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:
1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию;
3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;
Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
к содержанию ↑Основными принципами таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств являются:
1) законность, гласность и доступность информации по вопросам проведения таможенного контроля после выпуска товаров;
3) выборочность, позволяющая, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;
4) объективность и независимость решений, принимаемых при проведении таможенного контроля после выпуска товаров;
6) исключение неоправданного вмешательства и нанесения ущерба предпринимательской деятельности проверяемых лиц;
7) единство системы таможенного контроля после выпуска товаров и единообразие применение законодательства при его организации и проведении;
Следующая