Территориальные претензии к России как технология политического воздействия

История

7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали Симодский трактат, по которому к Японии отошли Итуруп, Кунашир и острова Малой Курильской гряды, а северная часть Курил осталась под контролем России. Сахалин был объявлен совместным владением — «неразделенной» территорией.

Однако двоевластие на Сахалине приводило к конфликтам между русскими и японскими купцами и моряками. Противоречия сторон были разрешены в 1875 году с подписанием Санкт-Петербургского договора об обмене территориями.

В соответствии с ним Россия передала Японии все Курильские острова, а Япония отказалась от претензий на Сахалин.

5 сентября 1905 года по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому во владение Японии перешла часть Сахалина к югу от 50-й параллели.
к содержанию ↑

Сан-Францисский мирный договор

Япония, которая была оккупирована войсками США, получила возможность заключить мирный договор с победителями на международной конференции в Сан-Франциско в сентябре 1951 года. Токио подписал мирный договор с 48 странами — участницами антифашистской коалиции, тем самым отказавшись «от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова».

Однако в документе не оговаривалось, в пользу какого государства Япония отказывается от территорий. Кроме того, на конференцию не были приглашены представители некоторых стран, пострадавших от японской агрессии (прежде всего КНР), в результате чего приехавшая на конференцию советская делегация отказалась подписывать мирный договор, посчитав его неправомочными.

к содержанию ↑

Признание территориальной проблемы

В годы холодной войны Москва официально не признавала существования территориальной проблемы, а Токио придерживался «принципа нераздельности политики и экономики», который предполагал, что Япония не будет осуществлять крупномасштабное торгово-экономическое сотрудничество с СССР до тех пор, пока не получит уступок в споре вокруг островов.

Признание советской стороной наличия территориальной проблемы произошло в апреле 1991 года во время официального визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева.

Во время визита в Японию президента РФ Бориса Ельцина существование этой проблемы было подтверждено в Токийской декларации о российско-японских отношениях (13 октября 1993 года). В ней говорится, что стороны провели «переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи» и согласились продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора, «исходя из исторических и юридических фактов» и на основе выработанных двусторонних документов, а также принципов законности и справедливости.

В ноябре 1997 года под Красноярском Борис Ельцин и премьер-министр Рютаро Хасимото договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор между Россией и Японией к 2000 году. В январе 1998 года была учреждена комиссия по вопросам заключения мирного договора под руководством министров иностранных дел обеих стран.

Борис Ельцин изложил свое видение решение курильского вопроса в ходе визита в Москву премьер-министра Японии Кэйдзо Обути (ноябрь 1998 года). Он предложил создать условия для «совместной хозяйственной и иной деятельности» на южных Курильских островах без ущерба юридическим позициям обеих сторон.

При этом российская сторона призывала заключить отдельное соглашение по территориальной проблеме после подписания двустороннего договора о мире, дружбе и сотрудничестве. В принятой по итогам визита Московской декларации об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией стороны подтвердили свою решимость приложить все усилия для заключения мирного договора к 2000 году».

к содержанию ↑

Позиции сторон

Россия всегда заявляла, что южные Курильские острова вошли в состав СССР (правопреемницей которого стала Россия) по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. При этом российская сторона признает Совместную декларацию 1956 года как документ, ратифицированный Верховным Советом СССР.

Япония претендует на все острова и увязывает решение о признании японского суверенитета над этими территориями с подписанием мирного договора. Токио опирается на подписанный двумя странами Симодский трактат (1855).

Территориальный спор — это международный спор между государствами по поводу юридической принадлежности определенной территории. Расскажем о некоторых неразрешенных спорах мира, непризнанных странах и республиках и претензиях разных стран на территории, как на Земле, так и в космосе.

Территориальные претензии к России

Итак, у каких стран есть территориальные претензии к России?

Ноктундо принадлежал корейской династии Чосон с XV века. В 1587 году на его территории произошла битва между отрядами чжурчжэньских кочевников и местным гарнизоном под командованием Ли Сунсина, национального героя Кореи.

Мнение эксперта
Кузьмин Иван Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
Во время обмеления северного рукава Туманной, русло реки время от времени менялось, в результате чего иногда Ноктундо соединялся с сушей Приморья. Несмотря на это территория острова продолжала находиться под корейской юрисдикцией.

В 1860 году, без согласия корейской стороны, Ноктундо отошёл к Российской империи в соответствии с пекинским договором между Цинским Китаем и Россией. На протяжении XX века территория острова находилась в составе Хасанского района Приморского края.

Несостоявшийся компромисс был, фактически, последним прецедентом в истории, когда Курильский вопрос мог сдвинуться с мертвой точки. Принятый незадолго после этого « Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией», узаконил пребывание американских войск на японской территории, что было естественно расценено СССР как угроза собственным интересам.

Спор «о северных территориях» зашел в полнейший тупик.

Россия готова, по-прежнему, пойти на уступки, в виде островов Хабомаи и Шикотан. Япония, позицию которой последовательно поддерживает США, считает все Южные Курилы своими исконными землями, незаконно оккупированными Россией, а Северные Курилы и Южный Сахалин, территориями с неопределенным статусом.

С ее стороны, мирный договор возможен лишь при возвращении всех четырех спорных островов. При этом есть еще третья сила – коренные жители айны, которые настаивают на своих суверенных правах на Южные острова.

Он сорвал подписание российско-латвийского пограничного договора, когда Латвия неожиданно включила в проект одностороннюю, «разъяснительную» декларацию с претензиями на эти территории. По мнению латвийских политиков, нахождение Пыталово в собственности России нарушало латвийскую конституцию, согласно которой, границу (естественно, соответствующую границе 1920 года) нельзя менять без согласия граждан на референдуме.

В ответ на это Владимир Путин произнес свою знаменитую фразу: «От мёртвого осла уши им, а не Пыталовский район».

В то время как Латвия отказалась от своих территориальных претензий, в Финляндии все растет число общественных организаций, выступающих за возвращение Карелии и других территорий, утраченных в ходе Второй мировой войны. О предстоящей публичной дискуссии, посвященной гипотетическим путям возврата Карелии, которая может состояться в самое ближайшее время, сообщили «Вести Карелии».

По их словам, среди инициаторов – реваншистская организация ProKarelia, клуб Karelia, а также журнал Karjalan kuvalehti.

На сегодняшний день, Китай имеет территориальные претензии практически ко всем своим соседям. Россия не исключение.

Совсем недавно, в 2005 году российско-китайская граница претерпела изменения в виде 340 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский, в месте слияния рек Амур и Уссури, перешли под юрисдикцию КНР. Однако на этом, в территориальных претензиях Китая к России, не была поставлена точка.

Результаты референдума открыто не признаются Украиной и Западом, остальной мир в массе своей просто обходит вопрос стороной. Тема в любом случае ещё на какое-то время останется открытой, помимо прочего и потому, что в 1954 году Крым был передан Украине с другими границами — с тех пор северная часть Арабатской косы с селом Стрелковое остаются до сих пор в Херсонской области.

В целом же вопрос тесно связан с дальнейшей судьбой Новороссии.

Сегодня мир насчитывает около 50-ти оспариваемых территорий в мире. С развитием науки и техники, некоторые споры перешли даже в космическое пространство, а также завязаны на территориях, в целом непригодных для проживанию, но имеющих серьезные запасы природных ресурсов.

Одним из самых серьезных конфликтов, относительно территории, следует выделить спор между Арменией и Азербайджаном за территорию Нагорного Карабаха. Сегодня Нагорный Карабах де-факто независимое государств, именующее себя Нагорно-Карабахской Республикой. Азербайджан и международное сообщество считают Нагорный Карабах частью Азербайджана.

Спор между Сирией и Израилем, относительно Голанских высот не урегулирован до сих пор. В 1967 году территория была аннексирована Израилем, в 1973 году ООН установила буферную зону, но статус территорий не признан до сих пор.

Самой активной страной, пытавшейся застолбить за собой претензии на ледовый континент, была Великобритания. Её намерения оспаривали Австралия, Франция, Норвегия, Новая Зеландия, Аргентина, Чили. Намерения сторон грозили перерасти в Антарктическую войну.

Интерес к самой большой стране на Земле с давних времен оказывает существенное влияние не только на внутреннюю, но и внешнюю политику России. Вопрос о том, какие страны имеют территориальные претензии к России, уходит корнями в Средневековье и сохраняется в наше время.

Ученые-историки делят территориальные споры на несколько значений:

  • военно-стратегические (во время войны могут стать не только перевалочным пунктом, но и подходят для размещения военной радиолокационной техники);
  • экономические (районы, богатые ресурсами и имеющие потенциал для развития туристического бизнеса);
  • политические (земли, являющиеся спорными по своей принадлежности к той или иной стране).

У России самые большие морские и сухопутные границы, которые нуждаются в полном контроле и защите.

Российская территория во все времена считалась «лакомым куском», особенно для восточных правителей. Еще с V века Россия подвергалась набегам кочевников не только для собственного обогащения, но и для завоевания новых территорий.

к содержанию ↑

Грузия

Работу комиссии по разделению границы осложняет раздел черноморской части, в которую входят экономическая зона с территориальными зонами и шельф.

Казахстан

Вопрос о границе остается спорным. Но пока ни одна из сторон его не поднимала.

Эстония

Одна из российских автомобильных дорог имеет форму сапога и два раза пересекается с эстонской границей. Это неудобно для автомобилистов обеих стран. Эстонские власти для решения проблемы предложили передать «сапог» в их собственность. Но некоторые пункты составленного договора не удовлетворили Россию, и дорога остается предметом разногласий.

Литва

Страна граничит с Калининградской областью. Официальных претензий к России пока не было объявлено, но в СМИ ходят слухи, что литовские власти заинтересованы в аннексии российской территории.

Латвия

Мнение эксперта
Кузьмин Иван Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
После развала СССР латвийские власти выдвинули претензии на Пыталовский район, принадлежащий Псковской области. Но Россия категорически отказалась передавать свои земли Латвии.

Соседи не стали обострять спор и пошли на уступки, так как вражда с Россией им не принесет желаемых результатов. Все разговоры внутри страны о попытке возвратить карельские земли были опровергнуты президентов Латвии.

к содержанию ↑

Карелия

Земли несколько раз становились собственностью разных стран. После Великой Отечественной войны часть Карелии была возвращена России, а часть является составом Финляндии. В последнее время российско-финская граница не дает покоя местным жителям, выступающим за возвращение российской стороны.

Все страны, имеющие когда-либо территориальные претензии, объясняли это историческими событиями. При ее знании можно без особых разногласий сохранить неделимость российских земель.

Факт того, что кто-либо из соседей попытается ввязаться в войну с Россией из-за территориального конфликта в настоящее время, маловероятен. Точной информации о том, какие страны имеют территориальные претензии к России, нет, есть лишь предположения и слухи.

Как правило, актуальность и острота территориального вопроса прямо пропорциональны размеру страны. Неудивительно, что Россия как самое большое в мире государство с протяжённостью границ около 60 тысяч км не могла избежать вожделенных взглядов многочисленных соседних стран на её земли

Политтехнологи просто не могли оставить без внимания такой важнейший внешнеполитический фактор, как территориальные претензии, ловко конвертировав этот сакральный вопрос в действенный и эффективный инструмент политического влияния, торгов и манипуляций. Какие же цели преследуются политиками и дипломатами при разрешении территориальных вопросов?

Во-первых, что редко случается, мирное возвращение «своих» земель под свой суверенитет. Во-вторых, территориальный вопрос —эффективный рычаг давления на оппонента.

В-третьих, территориальные споры — идеальный инструмент торга с целью получения тех или иных экономических или политических преференций. В-четвёртых (это отчётливо прослеживается в случае территориальных претензий прибалтийских государств к России), заявление о подобных проблемах часто является наглядным подтверждением верности господствующему тренду или воле старшего партнёра.
Попробуем разобраться в том, как работает эта технология на примере политического взаимодействия России и основных претендентов на её территории.

Переговоры России и Японии, конечной целью которых является заключение мирного договора, продолжаются уже не одно десятилетие. Единственное, что мешает заключить многострадальное соглашение, это вопрос о принадлежности южных Курильских островов.

Токио, апеллируя к двустороннему российско-японскому Трактату о торговле и границах 1855 года, не признаёт за Москвой юрисдикции над Кунаширом, Шикотаном, Итурупом и Хабомаи. Россия резонно считает острова своими ввиду итогов Второй мировой войны и уверена, что её суверенитет над южными Курильскими островами подтверждён и оформлен в соответствующих международно-правовых документах.

Очевидно, что ситуация патовая. Подавляющее большинство россиян и японцев смотрят на проблему принадлежности островов диаметрально противоположно.

Политическое руководство двух стран просто не может не принимать это в расчёт. Плюс к тому суверенитет над четырьмя островами гарантирует и другие небесполезные бонусы, как то выгоднейшее военно-стратегическое положение, богатейший рыбный промысел и месторождение редкоземельных металлов.

Кунашир. Фото: Homo Cosmicos/shutterstock.com

Мнения политологов относительно перспектив разрешения территориального спора разделились пополам. Одни считают, что всё останется как есть, возможно, с незначительными, ни к чему не обязывающими декларациями. Другие полагают, что российское руководство отдаст острова Японии, получив взамен выгодные экономические и политические гарантии.

В последнее время в российской и мировой прессе всё чаще появляются сообщения, что Москва якобы созрела и ради заключения якобы выгодного для неё мирного договора готова уступить острова (или два из них) Японии. Особенно активно муссируется эта тема в оппозиционных СМИ и интернет-ресурсах.

Недавно постпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев опроверг сообщения некоторых СМИ о том, что на последней встрече Владимира Путина с Синдзо Абэ шла речь о передаче Курил Японии:

Что касается периодически обсуждаемых слухов о том, что будет дальше с Курилами, могу вам сказать, что по долгу службы участвовал в ряде переговоров Путина и Абэ — никакая проблема передачи островов там ни разу не обсуждалась.

Похоже, Москве выгодно сохранять сложившийся статус-кво неопределённо продолжительное время, согласно классическим канонам дипломатического маневрирования. Россия не заинтересована раздражать японских партнёров категорическими формулировками и по мере возможности будет уходить от прямого ответа о суверенитете над островами в будущем российско-японских отношений.

В то же время нет сомнений в том, что российская оппозиция постарается перманентно поднимать и стряхивать пыль с темы мнимой передачи островов в своих узкопартийных, спекулятивных и провокационных целях.

Остров Шикотан. Фото: Sergey Rogalsky/shutterstock.com

Латвия всё ещё хочет Пыталово

Антинациональный (сами они называли его интернациональным) большевистский режим заложил немало мин в государственный организм исторической России. Наглядным примером этого стал Рижский мирный договор между Советской Россией и Латвией от 1920 года, согласно которому Пыталовский район Псковской области был передан Латвии.

После вхождения Латвии в СССР Пыталово и его окрестности вернулись в состав РСФСР. Однако сразу же после выхода из Советского Союза Латвия стала считать Пыталово незаконно аннексированной территорией, настаивая на возвращении границ 1920 года.

Вот уже четверть века пыталовский вопрос является предметом раздражающего обе стороны территориального спора. Именно в ответ на назойливые и утомительные претензии латышей Владимир Путин произнёс ставшую крылатой фразу: «От мёртвого осла уши им, а не Пыталовский район».

К тому же вступление в ЕС временно притупило актуальность этого вопроса для латвийских властей. Ведь, согласно уставу ЕС, членами союза не могут быть страны с неурегулированными территориальными проблемами.

Мнение эксперта
Кузьмин Иван Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
Так что если этот вопрос в настоящий момент и поднимается, то исключительно как верноподданнический сигнал солидарности с господствующим антироссийским трендом.

В Финляндии стремительно растёт число общественных организаций, требующих возвращения Карелии и других земель, утраченных в ходе Второй мировой войны. Надо сказать, что в разные исторические периоды эта территория традиционно была предметом споров, являясь то шведским герцогством, то Корельским уездом, то Олонецким наместничеством.
Вопрос о принадлежности Карелии также возник благодаря щедрости большевиков, фактически подаривших её финнам по условиям Тартуского мирного договора 1920 года.

Возвратившаяся в СССР по итогам Второй мировой войны Карелия в 1956 году была преобразована в Карело-Финскую автономию в составе РСФСР.

Финляндия до сего дня на официальном уровне пока не поднимала вопрос о возвращении Карелии, однако, согласно опросам общественного мнения, около 40% финнов хотят возврата Карелии в состав своей страны. Нашему политическому руководству необходимо учитывать настроения в финском обществе и понимать, что при малейших признаках ослабления России карельский вопрос встанет в полный рост.

История возвращения Крыма в состав России известна всем. В 1954 году в нарушение действующей Конституции СССР Никита Хрущёв волюнтаристски передал Крым в состав Украинской ССР.

По итогам общенародного референдума 2014 года Крым вернулся в состав России. Тем не менее пока Украина существует как государство, она никогда, по крайней мере, в обозримом будущем, не признает российского суверенитета над Крымом.

Не говоря уже о том, что в воспалённом сознании некоторых свидомых украинцев возникли совсем уже безумные прожекты в виде претензий на южные регионы России, практически на все сразу, чохом!

Думается, вопрос с Крымом, ввиду его наиважнейшего геополитического положения, предельно прост и бескомпромиссен: пока существует Россия, Крым будет оставаться в её составе.

Крымский мост. Фото: Maksimilian/shutterstock.com

Что касается надежд украинцев о присоединении Кубани, а также Ростовской, Брянской, Воронежской и Курской областей, необходимо всё же понимать, откуда и с какой целью эта откровенная чепуха была вброшена в инфополе. На первый взгляд, вопрос лежит чисто в психиатрической плоскости.

Но это не совсем так. Понятное дело, эти земли никогда не имели отношения к никогда не существовавшему до катастрофы 1917 года государству Украина.

Минимальное присутствие логики прослеживается лишь в случае с Кубанью, так как существенная часть казаков Кубанского казачьего войска являются потомками упразднённой Екатериной II Запорожской Сечи. Что же касается остальных вожделений украинцев, то их резоны можно свести к умилительному в своём простодушии тезису: на юге России традиционно живёт много соотечественников, что автоматически, по факту делает эти территории украинскими.

И не беда, что эти земли столетиями были традиционно русскими.

Несмотря на территориальные потери, последовавшие за драматическими коллизиями XX века, Россия продолжает оставаться крупнейшей мировой державой. В результате войн, революций и трансформаций прошлого века не все территориальные вопросы остались урегулированными.

В разрешении спорных, деликатных и крайне чувствительных споров необходимо иметь в виду одно важнейшее обстоятельство — стоит только раз дать слабину и добровольно отказаться от части своей территории в пользу оппонента, количество алчущих и жаждущих поживиться за счёт России, как это уже было на рубеже 20-х годов прошлого столетия, возрастёт многократно.

Территориальные претензии к России, как к самой большой стране на планете, явление не новое и реакция России в этом вопросе — настоящий повод для гордости. По каждой «спорной» территории спокойно и вежливо, с сочувствием и с пониманием пытается объяснить, что все земли, принадлежащие России и русскому народу навсегда останутся за Россией.

Но с этой очевидной позицией лидеры ряда стран не хотят считаться, то и дело поднимая шум вокруг так называемых «спорных» российских территорий.

Итак, у каких стран есть территориальные претензии к России?

к содержанию ↑

Республика Корея: остров Ноктундо

Ноктундо принадлежал корейской династии Чосон с XV века. В 1587 году на его территории произошла битва между отрядами чжурчжэньских кочевников и местным гарнизоном под командованием Ли Сунсина, национального героя Кореи.

Мнение эксперта
Кузьмин Иван Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
Во время обмеления северного рукава Туманной, русло реки время от времени менялось, в результате чего иногда Ноктундо соединялся с сушей Приморья. Несмотря на это территория острова продолжала находиться под корейской юрисдикцией.

В 1860 году, без согласия корейской стороны, Ноктундо отошёл к Российской империи в соответствии с пекинским договором между Цинским Китаем и Россией. На протяжении XX века территория острова находилась в составе Хасанского района Приморского края.

В 1990 году СССР и КНДР подписали договор об установлении линии государственной границы по фарватеру Туманной, благодаря чему территория бывшего острова была признана советской. Эту сделку не признала Южная Корея, которая продолжает считать территорию Ноктундо своей.

к содержанию ↑

Финляндия: карельский вопрос

В то время как Латвия отказалась от своих территориальных претензий, в Финляндии все растет число общественных организаций, выступающих за возвращение Карелии и других территорий, утраченных в ходе Второй мировой войны. О предстоящей публичной дискуссии, посвященной гипотетическим путям возврата Карелии, которая может состояться в самое ближайшее время, сообщили «Вести Карелии».

По их словам, среди инициаторов – реваншистская организация ProKarelia, клуб Karelia, а также журнал Karjalan kuvalehti.

За свою историю Карелия была и шведским герцогством, и Корельским уездом, и Олонецким наместничеством. Эта земля не раз становилась спорной.

Карельский вопрос возник в результате условий Тартуского мирного договора 1920 года, по окончанию гражданской войны в Финляндии и советско-финской войны. По его условиям, Западная Карелия переходила в собственность Финляндии.

Территории были возвращены в ходе Второй мировой войны, а карело-финское население эвакуировано в Финляндию. В 1956 году Карело-Финская ССР была преобразована в автономию в составе РСФСР.

Несмотря на то, что Финляндия официально не поднимает вопроса о пересмотре границ, в стране, по данным последних опросов, 38% респондентов выступают за возвращение Западной Карелии. В 2011 году лидер уже известного нам движения ProKarelia, Вейкко Сакси выступал с подобной инициативой, сообщая, что возвращение Карелии Финляндии соответствует всем нормам Евросоюза.

Однако президент Финляндии, Саули Ниинисте, во время своего рабочего визита в Москву в 2013 году, опроверг эту информацию, заявив, что ни разу не услышал подобного предложения среди финских законодателей.

Автор статьи
Кузьмин Иван Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
Следующая
Судебная практикаЧто такое субсидиарная ответственность и кого можно к ней привлечь? Этапы привлечения к ответственности

Добавить комментарий

Adblock
detector