Условный выпуск товаров, в отношении которых применяются меры технического регулирования

Мотивированное обращение декларанта

В своем письме № 14-88/35479 от 14.06.2020 Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России (УТОВЭК) разъясняет, какие именно сведения должно содержать мотивированное обращение:

  • объективная причина непредставления документов о соответствии (например: не завершены испытания продукции);
  • наименование и местонахождение получателя товаров;
  • сведения о качественных, количественных и иных, необходимых для идентификации, характеристиках товара;
  • сведения о стране отправления (изготовления) товара;
  • наименование и место, а также условия хранения товаров с указанием документов, подтверждающих право собственности либо пользования помещением (территорией);
  • планируемый срок представления документов.
к содержанию ↑

Причины отказа в условном выпуске товаров

Таможенные органы могут отказать в условном выпуске в одном из следующих случаев:

  • импортер не представил все вышеуказанные документы и (или) сведения [3] ;
  • импортер в течение одного года привлекался к административной ответственности в области таможенного дела, предусмотренные статьей 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).
к содержанию ↑

Ограничения на условно выпущенные товары

Условно выпущенные товары запрещены к обороту и продаже на весь период условного выпуска [2] , а в случаях, если ограничения на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) указанных товаров установлены в связи с проверкой безопасности этих товаров, также запрещены к их использованию, эксплуатации, потреблению в любой форме.

Ввоз проб и образцов для целей проведения оценки соответствия

Для целей оформления сертификатов (деклараций) соответствия на серийно выпускаемую продукции предварительно должен быть осуществлен ввоз на таможенную территорию ЕАЭС ее проб и образцов.

В отношении данных образцов подается таможенная декларация. При этом таможенному органу не представляются документы или иные сведения, подтверждающие соответствие данных образцов каким-либо требованиям [4] . Тем не менее, в данном случае необходимо разрешение таможенного органа на отбор проб и образцов.

Ввоз проб и образцов в качестве товаров для личного пользования (в багаже либо международными почтовыми отправлениями) не допускается: такие товары подлежат таможенному декларированию в общеустановленном порядке [5] .

к содержанию ↑

Маркировка продукции единым знаком обращения

Нередко возникают случаи, когда на товар оформлен сертификат (декларация) соответствия, но товар прибыл без должной маркировки (в частности, на товаре отсутствует значок «ЕАС»). Такая ситуация может послужить поводом для возбуждения таможней дела об административном правонарушении.

Во избежание этого следует иметь ввиду, что маркировка товаров единым знаком обращения ЕАС может осуществляться после фактического ввоза товара на территорию РФ. Однако в данном случае маркировка может наноситься только:
  • на таможенном складе (если товар помещен под процедуру таможенного склада);
  • в иных местах (если товар выпущен условно).

В письме ФТС России № 14-88/35479 дается краткий алгоритм действии по помещению товаров под условный выпуск в такой ситуации:

  1. В таможенный орган подается мотивированное обращение об условном выпуске товаров.
  2. В графе 44 ДТ не указывается имеющийся сертификат (декларация) соответствия. Однако необходимо указать их в списках документов, которые прилагаются к мотивированному обращению.
  3. Условно выпущенный товар маркируется.
  4. После проведения маркировки импортер уведомляет об этом таможенный орган и вносит изменения в ДТ. В частности, в графе 44 ДТ прописывается имеющийся сертификат (декларация) соответствия. После принятия таможней данных изменений товары приобретают статус товаров ЕАЭС.
к содержанию ↑

Примечания

  1. ↑Статья 126 ТК ЕАЭС Условно выпущенные товары
  2. ↑ 2,02,1Статья 219 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ
  3. ↑Статья 125 ТК ЕАЭС Отказ в выпуске товаров и порядок совершения таможенных операций, связанных с отказом в выпуске товаров
  4. ↑ См. пункт 4 приложения к Решению Коллегии ЕЭК от 25 декабря 2012 г. № 294
  5. ↑ См. письмо ФТС № 14-88/35479

См. также

Энциклопедия IFCG — открытый информационный ресурс для участников и экспертов в области ВЭД.

Если Вам требуются услуги по таможенному оформлению, получению разрешительных документов или у Вас есть вопросы, свяжитесь с нами — Контакты IFCG.

В частности, мы готовы оказать Вам следующие услуги в рамках подтверждения соответствия техническим регламентам ТС/ЕАЭС:

Мнение эксперта
Кузьмин Иван Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
Многие российские импортеры либо уже сталкивались, либо слышали о возможности условного выпуска товаров в случае непредставления документов о соответствии тех. регламентам Таможенного союза.

Условный выпуск часто применяется для таможенного оформления партии товаров, образцы для сертификации которой прибыли одновременно с основной партией. Данная процедура уже не вызывает сложностей и, в целом, участникам ВЭД знакома и доступна.

Однако существуют случаи, когда все не так просто. Как, например, действовать импортеру, который ввозит согласно контракту на территорию РФ товар в единичном экземпляре и у него не оказалось сертификата соответствия ТР ТС? Может ли он воспользоваться процедурой условного выпуска для проведения испытаний?

По закону в данном случае образцы отвозятся в орган по сертификации, а оставшийся товар хранится на СВХ до получения документа о соответствии и только затем выпускается. В случае с единичным экземпляром товара данная процедура имеет свои особенности, и 9 из 10 импортеров сталкиваются с отказом в условном выпуске со стороны таможенных органов.

Как на самом деле обстоят дела с условным выпуском единичной продукции при отсутствии разрешительных документов, мы расскажем на примере кейса компании Юнитрейд.

Итак, наш клиент импортировал в единичном экземпляре аттракцион-карусель из Испании. В связи с тем, что на момент подачи декларации сертификат соответствия у клиента отсутствовал, в таможенный орган было подано обращение об условном выпуске товара с обязательством предоставления сертификата соответствия после выпуска товара в срок 45 дней.

Таможня отказала в условном выпуске, сославшись на ст. 195 и ст.

200 ТК ТС (ст. 118 и ст.

126 ТК ЕАЭС), и посчитала, что клиент должен был ввезти и задекларировать данный товар как образец. Для клиента такой вариант был невозможен, в связи с тем, что товар завозился согласно контракту в единичном экземпляре.

Формально таможня ссылалась на то, что при условном выпуске доступ к товару на складе третьих лиц для проведения испытаний (так же как для потребления товара или его отчуждения) не является законным.

Как мы вышли из ситуации: перевезли товар на другой таможенный пост, где нам разрешили условный выпуск. Решение первой таможни мы обжаловали, суд нас поддержал.

Расходы, которые понес клиент в связи с перемещением, хранением, простоем транспортного средства, были связаны с незаконным решением таможни. Поэтому убытки, нанесенные клиенту, подлежат возмещению.

К сожалению, практика в России зачастую прямо противоположная. Таможенные органы транслируют клиенту следующий формат работы: или получайте сертификат заранее — проводите испытания на территории отправителя, или привозите образец.

Наш опыт доказывает, что условный выпуск в отношении единичных товаров возможен, в том числе, если для них требуется проведение испытаний. Данная процедура полностью законна. Мы доказали, что допуск лиц из сертификационного органа для проведения испытаний не является нарушением условий и требований для условно выпущенных товаров.

Мнение эксперта
Кузьмин Иван Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
К сожалению, не всегда участники ВЭД знают, какие действия в подобной ситуации будут для него максимально эффективными. Да и спорных ситуаций на таможне бывает огромное множество.

Надеемся, что приведенный выше кейс поможет многим импортерам поступить правильно в аналогичной ситуации. А в случае возникновения иного вопроса с таможенными органами, этот пример покажет важность работы с компетентным таможенным представителем, имеющим многолетний опыт решения непростых задач клиента.

Руководитель юридического отдела таможенного представителя

и международного экспедитора АО «Юнитрейд» Максим Охрименко

В целях обеспечения единообразной правоприменительной практики совершения таможенными органами операций с товарами, в отношении которых соблюдение запретов и ограничений будет подтверждено после выпуска таких товаров (далее – условно выпущенные товары), ФТС России обращает внимание на следующее.
Статьей 351 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) определена
функция таможенных органов по обеспечению соблюдения запретов
и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.

Положениями ТК ЕАЭС (статья 7) установлено, что товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
При этом соблюдение запретов и ограничений подтверждается путем
представления таможенным органам документов и (или) сведений (пункт 2 статьи 7 ТК ЕАЭС).

Выпуск товаров производится таможенными органами при условии,
что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру (статья 118 ТК ЕАЭС).
В случае, если при выпуске товара помещаемого под таможенную процедуру выпуска для внутреннего погрсбления, таможенному органу не могут быть представлены разрешительные документы, то представление таких документов может быть осуществлено после выпуска товаров в срок, необходимый для их получения, но не более 45 календарных дней (статья 126 ТК ЕАЭС, статья 107 Федерального закона от 3 августа 2020 г.

№ 289-ФЗ «О таможенном регулировании
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Порядок учета условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем, регламентирован приказом ФТС России от 13 января 2011 г.

№ 74.
При этом условно выпущенные товары запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС указанных товаров установлены в связи с проверкой безопасности этих товаров — также запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме (пункт 3 статьи 126 ТК ЕАЭС).

Кроме того, условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров ЕАЭС.
Таким образом, товары являются условно выпущенными в течение
установленного в обязательстве декларанта периода времени, не превышающего 45 календарных дней (предельный срок), в течение которого декларантом должна быть исполнена обязанность по представлению документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений (далее – разрешительные документы).

Правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации
не предусмотрены случаи продления таможенными органами срока условного выпуска товаров свыше 45 дней.
При этом обращаем внимание, что представление декларантом таможенному органу письма и (или) иного документа, подтверждающего неисполнение аккредитованным лицом (аккредитованным органом но сертификации или аккредитованной испытательной лабораторией) работ по проведению исследований и (или) испытаний образцов ввозимой продукции на соответствие
обязательным требованиям технических регламентов ЕАЭС (Таможенного союза) в сроки, определенные договором на оказание услуг, не свидетельствует о том, что декларантом приняты все меры, направленные на выполнение обязанности по представлению разрешительных документов.

Непредставление таможенному органу разрешительных документов в установленный срок, в том числе 45 календарных дней, является невыполнением условий выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (подпункт 1 пункта 1 статьи 118, подпункт 1 пункта 1 статьи 125, подпункт 2 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС, статья 107 Федерального закона).
Нарушение декларантом указанных условий является основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в выпуске условно выпущенных товаров и рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с несоблюдением запретов и ограничений по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
за исключением случаев, когда до истечения 45 календарных дней товары помещены декларантом под таможенные процедуры, предусмотренные для иностранных товаров (реэкспорт, таможенный склад).

Товары, в отношении которых по истечении 45 календарных дней
не совершены таможенные операции, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС.

МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ.
МЫ ОКАЗЫВАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЕРАЦИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС В РЕГИОНЕ РОССИИ.

МЫ ГОТОВЫ РАЗЪЯСНИТЬ МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ, ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, ОБЖАЛОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОМОЧЬ ВАШИМ ЮРИСТАМ ОБЖАЛОВАТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНЫ и СУД.

Хотите быть в курсе изменений таможенного законодательства и мнения юристов по актуальным вопросам ВЭД?

При ввозе ряда товаров требуется получение на него разрешительной документации (декларации о соответствии, сертификата соответствия). При отсутствии на момент выпуска товара разрешительной документации товар может быть выпущен условно под обязательство декларанта предоставить разрешительные документы на товар.

Срок условного выпуска составляет 45 дней. На практике декларант иногда не успевает получить сертификат или декларацию соответствия и предоставить документы в таможню в установленный срок.

В подобных ситуациях юристов нашей компании часто спрашивают:

  • Что тогда будет с товаром под условным выпуском?
  • Какие последствия грозят участнику ВЭД за непредоставление разрешительных документов?
  • Можно ли избежать штрафов?
  • Можно ли продлить условный выпуск без сертификата соответствия?

Разбираемся с порядком действий и возможные вариантами разрешения ситуации.

к содержанию ↑

Как действует таможня по истечению 45 дней?

При истечении 45-го дня на предоставление разрешительного документа таможенный орган предпринимает следующие действия:

  • В отдел административных расследований передаётся соответствующая информации для возбуждения дела по факту непредставления сертификата соответствия (декларации о соответствии);
  • На таможенный пост, в зоне деятельности которого находится товар, направляется информация о необходимости изъять товар;
  • Декларация получает статус «отказ в выпуске».

Порядок возможных действий со стороны декларанта при отказе в выпуске условно выпущенного товара из-за непредставления в таможню сертификата или декларации соответствия в 45-дневный срок всегда зависит от обстоятельств конкретной ситуации, тем не менее наши юристы подготовили ряд общих рекомендаций.

к содержанию ↑

Рекомендации и помощь юристов

При условном выпуске товаров под обязательство предоставления разрешительных документов декларанту стоит учесть следующее:

  • Сроки получения сертификатов и деклараций на товар должны находится под чётким контролем. При возникновении рисков пропуска 45-дневного срока предоставления разрешительных документов на товар в таможню декларант должен учитывать, что продление срока предоставления документов на практике невозможно;
  • Товар должен быть помещён на таможенный склад или СВХ;
  • Необходимо подготовить все документы, подтверждающие проведенную работу по получению разрешительной документации (договоры с органом сертификации и проч.);
  • Необходимо подготовить и направить в таможню мотивированные пояснения с обоснованием причин пропуска предоставления разрешительных документов;
  • В рамках административного расследования помимо мотивированных пояснений в таможенный орган должно быть заявлено ходатайство, позволяющее впоследствии минимизировать штраф или в определенных обстоятельствах заменить меру административного наказания.
При необходимости наши юристы готовы оказать помощь как при составлении мотивированных пояснений и ходатайств в таможню, так и взять на себя полное ведение административного дела в таможне.

Предварительный анализ перспектив ситуации и первичная консультация проводятся бесплатно.

  • Что тогда будет с товаром под условным выпуском?
  • Какие последствия грозят участнику ВЭД за непредоставление разрешительных документов?
  • Можно ли избежать штрафов?
  • Можно ли продлить условный выпуск без сертификата соответствия?

Разбираемся с порядком действий и возможные вариантами разрешения ситуации.

к содержанию ↑

Быстрые ссылки

При ввозе товаров на территорию ЕАЭС, все товары подлежат таможенному оформлению, после успешного прохождения которого они выпускаются для реализации на территории Союза. Однако есть ситуации, когда выпуск товаров в штатном режиме невозможен. В таком случае декларант вправе воспользоваться возможностью выпустить товар условно.

Условный выпуск товаров – вариант двухэтапного завершения процедуры выпуска для внутреннего потребления, при невозможности выпуска товаров в свободное обращение на территории Союза. При условном выпуске импортер берет на себя обязательства:

  • по соблюдению ограничений на использование товара, в том числе;*
  • по представлению необходимых документов и сведений;
  • по уплате таможенных платежей.
*В период условного выпуска к товарам применяется ряд ограничений : запрещены их продажа и передача третьим лицам до момента принятия таможенным органом решения о соблюдении запретов и ограничений и выпуске для внутреннего потребления.

Условно выпущенные товары могут находится только на территории государства, в которой был осуществлен выпуск.

к содержанию ↑

Получение необходимой разрешительной документации:

  1. Для таможенного оформления партии товаров, уже прибывших на территорию РФ;
  2. Для таможенного оформления партии товаров, образцы для сертификации которой прибыли одновременно с основной партией, в рамках одной международной доставки.

Для данных категорий товаров обязательным условием выпуска в свободное обращение на территории ЕАЭС является наличие разрешительной документации, подтверждающей факт соответствия продукции всем предъявляемым требованиям качества и безопасности ввозимой продукции. В случае отсутствия подтверждения соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС, требованиям федеральных служб, таких как ФСБ.

ФСТЭК, ФСВТС или других контролирующих органов, может быть оформлен условный выпуск продукции, сроком до 45 дней. В течение этого срока декларант обязан получить необходимую разрешительную документацию и предоставить ее в таможенные органы.

Для условного выпуска товаров, входящих в категории 1 может потребоваться отбор образцов для сертификации и выезда уполномоченного специалиста на место забора. Данная услуга предоставляется на платной основе.
к содержанию ↑

Для нанесения на продукцию обязательной маркировки

На территории Союза действует обязательный для всех товаров единый знак обращений на рынке ЕАЭС – маркировка ЕАС. При ее отсутствии, таможенный орган выпускает товары условно, если:

    • декларант в течение года не привлекался к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела;
    • декларантом представлены все необходимые документы;
    • декларант является лицом, уполномоченным в соответствии с правом ЕАЭС на нанесение на товар единого знака обращения.
Во всех остальных случаях должностные лица таможенных органов обязывают декларанта нанести маркировку на ввозимый товар, поместив его на и таможенный склад или склад временного (ответственного) хранения заявив соответствующую таможенную процедуру.

Компания OnlogSystem оказывает услуги по нанесению обязательной цифровой маркировки, маркировки товаров знаком ЕАС, адаптации маркировки под иностранный рынок в случае экспорта, а также для реализации на рынке Союза в случае импорта.

Автор статьи
Кузьмин Иван Тимофеевич
Юрист-консульт с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
Следующая
Образцы документовУпрощенная процедура банкротства физических лиц: законопроект 2020 года

Добавить комментарий

Adblock
detector