Юридические гарантии обеспечения законности и правопорядка

Юридические гарантии конституционных прав и свобод

Важнейшим элементом правового положения личности являются юридические гарантии — условия и средства обеспечения и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Положения почти одной трети статей гл.

2 Конституции РФ устанавливают юридические гарантии, являясь одновременно, согласно ст. 64, неотъемлемой частью основ правового положения личности.

Это дает дополнительные аргументы в пользу высказываемой точки зрения о роли гарантий как одного из элементов правового положения личности. Отсутствие гарантий превращает формально провозглашаемые права и свободы в бумажную фикцию.

Юридические гарантии, с одной стороны, оформляют социально- экономические, политические, культурные и организационно-технические условия и средства обеспечения и защиты прав и свобод личности, а с другой, имеют самостоятельное значение в виде общих и специальных правовых условий и средств обеспечения и защиты прав и свобод личности. Условно можно выделить две группы конституционных гарантий — общие и специальные:

Общие конституционные гарантии. Особое место в ряду конституционных гарантий занимают те, которые вытекают из природы, юридических свойств и общих положений Конституции РФ.

Общей гарантией служит само закрепление прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ — актом высшей юридической силы. Высший ранг норм федеральной Конституции и вытекающие из него требования неукоснительного соблюдения Конституции, принятия законов и подзаконных актов, действия органов государственной власти и Местного самоуправления, граждан и их объединений на основе норм Конституции РФ выступают в качестве важнейшего условия принуждения высокого авторитета конституционных прав и свобод.

Еще одна общая гарантия — незыблемость основ конституционного строя. Провозглашенные в Конституции РФ основы конституционного строя обладают особой юридической силой.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
При этом каждая из конституционных основ имеет определенное доктринальное и нормативное содержание, развиваемое прямо или косвенно в Конституции РФ. Это содержание в большей или меньшей степени может касаться конституционного статуса человека и гражданина.

Основополагающее значение для личности имеет конституционный принцип «человек, его права и свободы — высшая ценность» (ст. 2). «Высшая ценность» для других лиц, общества и государства. Конкретизируя данный принцип, Конституция РФ предписывает индивиду, что осуществление им прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).

Будучи непосредственно действующими, права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Тем самым подчеркивается, что человек, его права и свободы есть высшая ценность и цель для государства.

Закрепление в качестве основополагающего конституционного принципа положения о том, что Российская Федерация является демократическим государством, означает признание и обеспечение Основным Законом свободы личности, народовластия, идеологического и политического многообразия, других квалифицирующих элементов демократии.

Определенное юридическое значение имеют и некоторые иные конституционные положения, играющие роль общих конституционных гарантий. Например, согласно ст.

2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а в соответствии с ч. 2 ст.

80 Президент РФ выступает в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Очевидно, упомянутые конституционные гарантии прав и свобод носят концептуально-декларативный характер, подчеркивая нацеленность государства на обеспечение интересов личности и особое положение главы государства в системе органов государственной власти. Вместе с тем они создают конституционные условия для формирования системы конкретных конституционно-правовых гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Специальные конституционные гарантии. Их можно условно разделить на внесудебные и судебные гарантии. Вот содержащиеся в Конституции РФ специальные гарантии внесудебного характера.

1. Запрет на применение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

2. Обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45), т.е. защиты, осуществляемой законными средствами всеми органами государственной власти страны.

3. Предоставление права каждому человеку самому защищать свои права и свободы (самозащита) всеми способами, не запрещенными законами.

4. Запрет на издание законов,, отменяющих или. умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).

5. Установление возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом лишь в строго оговоренных Конституцией РФ случаях: если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

В развитие данной гарантии ст. 56 Конституции РФ уточняет: в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и основ конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия; при этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст.

20 (право на жизнь), 21 (неприкосновенность достоинства личности), 23 (ч. 1) и 24 (неприкосновенность частной жизни), 28 (свобода совести), 34 (ч.

1) (свобода экономической деятельности), 40 (ч. 1) (право на жилище), 46—54 (судебные или процессуальные права).

В отличие от ранее действовавших советских конституций Конституция РФ 1993 г. отводит особое место судебным гарантиям обеспечения прав и свобод личности (гарантиям правосудия).

По обыкновению, судебная процедура признается наиболее эффективным юридическим средством в ряду иных законных средств защиты прав и свобод личности. Этому способствуют общедоступность судов, всесторонность и профессионализм в оценке ситуации, государственно- властный (обязывающий от имени государства) характер решений суда, общепризнанные демократические принципы осуществления правосудия.

Посредством обращения в суд не только обеспечивается защита прав и свобод личности от посягательств других лиц, но и возможно обжалование решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46).

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Правосудие в России осуществляется лишь судом, при исключении создания чрезвычайных судов. Формы судопроизводства — конституционное, гражданское, административное и уголовное (ст.

118). Повышению эффективности судебной защиты прав и свобод личности служат конституционные гарантии правосудия.

Они выступают одновременно в качестве основных начал, принципов правосудия, определяющих права и свободы личности. В их числе:

1. Равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).

2. Соблюдение подсудности, т.е. рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых отнесено законом рассмотрение данного дела (ч. 1 ст. 47).

3. Гарантии права обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47).

4. Гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи, включая предоставление в предусмотренных законом случаях бесплатной юридической помощи (ст. 48).

5. Обеспечение презумпции невиновности, согласно которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч.

1 ст. 49).

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу (ч. 2 и 3 ст.

49).

6. Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50)7

7. Недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50).

8. Гарантия предоставления каждому осужденному за совершение преступления возможности для пересмотра приговора вышестоящим судом, а также подачи просьбы Президенту РФ о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50).

9. Недопустимость принуждения кого бы то ни было к свидетельствованию против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ч. 1 ст. 51).

10. Государственное обеспечение прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений, включая обеспечение свободного доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52), в том числе вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

11. Гарантия неприкосновенности личности и ее достоинства, неприкосновенности частной жизни и жилища (ст. 21—25). Конкретизируя гарантию свободы и неприкосновенности личности, Конституция РФ предельно четко устанавливает, что арест, заключение под стражу

И содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч (ч. 2 ст. 22).

12. Запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст: 54), т.е. никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. В связи с этим необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т.

е. гарантии законности.

Гарантировать законность — значит сделать ее незыблемой. Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование.

Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности:

Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т.

д. Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов.

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.

Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями.

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения.

Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его, сложившегося в социальной сфере.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства.

ДСреди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции

Специальные средства обеспечения законности Ї это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).

Юридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Среди юридических гарантий различают следующие:

  • 1) Средства выявления, (обнаружения) правонарушений (органами предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д.)
  • 2) Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.
  • 3) Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций.
  • 4) Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.
  • 5) Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.

Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Важнейшей гарантией законности является правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

Права человека и гражданина, по оценкам многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, нередко не имеют необходимого механизма защиты. Многие конституционные положения объективно не могут быть реализованы в полном объеме, так как не обеспечены юридическими гарантиями.

Вместе с тем «правовая защита является одной из основных целей деятельности государства, условием осуществления свободы и прав человека, гарантом его правовой защищенности, “заставляет” власть придать правовому статусу человека юридическую значимость» [1] . В этой связи вопрос юридических гарантий обеспечения правового статуса личности приобретает особое значение.

Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности — это предусмотренные законодательством условия, с наличием которых законодатель связывает реальную возможность и максимальную эффективность реализации прав, свобод и обязанностей, в комплексе составляющих правовой статус [2] .

Современную систему юридических гарантий правового статуса личности можно подразделить на три уровня: международный, региональный и национальный.

Международный уровень гарантий правового статуса. Одной из характерных черт правового государства является приоритет норм международного права над внутригосударственным законодательством.

В Конституции РФ 1993 г., ориентирующей российское общество на построение правовой государственности, в частности, закрепляется, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч.

4 ст. 15).

Исходя из указанного конституционного положения, на территорию России распространяется действие международно-правовых механизмов и гарантий защиты прав человека и гражданина. Формирование таких механизмов и гарантий связывают, прежде всего, с Организацией Объединенных Наций, Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека.

В основу международной защиты прав человека положены два международных пакта о гражданских и политических и социальных, экономических и культурных правах. Кроме того, разработан в достаточной степени эффективный механизм защиты прав человека в рамках ООН, представляющий собой систему специальных органов, к числу которых относятся Генеральная ассамблея, Совет безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

Кроме того, в мире действует множество так называемых неправительственных международных организаций, созданных в целях защиты прав и свобод человека («Международная амнистия», «Врачи без границ», «Международный Красный Крест» и т. д.).

На региональном уровне можно выделить, прежде всего, американскую, африканскую и европейскую системы гарантий правового статуса личности. При этом функционирующую в Европе систему можно считать своеобразным эталоном.

Она сформировалась в рамках Совета Европы, старейшей региональной организации [3] . Двумя важнейшими органами Совета Европы являются: Комитет министров, включающий министров иностранных дел государств-членов и Парламентская ассамблея, представляющая национальные парламенты.

Основной формой нормотворческой деятельности Совета Европы является создание конвенций и соглашений, наиболее важными из которых считают Европейскую конвенцию прав человека и Европейскую социальную хартию. Первая из них была принята 4 ноября 1950 г.

в Риме 15 членами Комитета министров Совета Европы и вступила в силу 3 сентября 1953 г. Этот документ был первым международным договором на региональном уровне, трансформировавшим принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., в конкретные юридические обязательства.

На основании этой Конвенции были образованы два органа — Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц.

Национальный (внутригосударственный) уровень гарантий правового статуса личности. Внутригосударственные юридические гарантии правового статуса личности можно подразделить на две большие группы:

  • 1) гарантии реализации правового статуса личности, к которым относятся:
    • — нормативное закрепление основных прав, свобод и обязанностей в действующем законодательстве и, прежде всего, в конституции государства;
    • — предоставление человеку возможности своими правомерными действиями реализовать законные интересы;
    • — стимулирование (со стороны государства) определенных видов деятельности и, таким образом, побуждение людей к занятию этой деятельностью (кредитование образования, строительство жилья, установление льгот для военнослужащих и сотрудников ОВД и т. д.);
    • — государственная забота о социально незащищенных слоях населения (пенсионное обеспечение, государственные программы поддержки материнства и детства и т. д.);
  • 2) гарантии охраны правового статуса личности, которые составляют:
    • — личные гарантии, предполагающие право личности самостоятельно защищать свои законные интересы всеми не запрещенными законом средствами;
    • — гарантии в правоохранительной сфере, предполагающие создание государственных органов, осуществляющих охрану прав и свобод человека и гражданина на профессиональной основе (милиция, прокуратура, институт уполномоченного по правам человека и т. д.);
    • — гарантии в сфере правосудия, предполагающие формирование и функционирование государственных органов (судов), осуществляющих от имени государства объективное разрешение спорных ситуаций, а также определяющих степень виновности лиц, обвиняемых в совершении правонарушений, и выносящих решение о мерах юридической ответственности в отношении этих лиц.
к содержанию ↑

Анализ современных гарантий законности в РФ

Таким образом, гарантии законности представляют собой совокупность условий объективные условий, субъективные факторов, а также специальных средств, обеспечивающие режим законности. Однако в действительности, в России понятие законности реализуется не в полной мере и еще далеко от совершенства.

Всю совокупность причин, негативно влияющих на соблюдение прав, условно можно разделить на две группы: 1) необеспеченность, по причине отсутствия должных условий для их реализации; 2) несоблюдение и нарушение соответствующих прав властными субъектами.

Хотелось бы привести следующие положения, которые в реальности отражают некоторые аспекты обеспечения законности и правопорядка в России:

1. Современная система образования нуждается в упорядочении ее элементов и составляющих, четком и строгом регламентировании требований к качеству образования.

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, рыночной экономики и эффективного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед.

Достижение этих целей является первоочередной задачей приоритетного национального проекта «Образование».

2. Ведущую роль в выведении на новый уровень системы медицинского обслуживания населения, как духовной гарантии, отводят национальному проекту «Здоровье».

Надо признать, что положение дел здесь далеко не благополучное, его нужно коренным образом менять. Особое внимание уделить развитию первичного медицинского звена, первичной медицинской помощи, профилактике заболеваний.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
3. Еще одним важным моментом в системе гарантий обеспечения законности в правоприменительной деятельности, является, на мой взгляд, наличие развитого гражданского общества.

Что касается России, то гражданское общество в стране может сформироваться только при наличии «среднего класса» и при развитой демократии. Фактически это будет означать становление государственно-политического режима, основанного на строгом соблюдении законности.

Процесс, который направлен на реализацию свобод и прав граждан в правовой и административной сферах целиком и полностью зависеть от определенных, то есть установленных на законодательном уровне гарантий. Среди таких гарантий можно выделить следующие:

  • Экономические гарантии. Такие гарантии предполагают, прежде всего, эффективную и стабильную работу в государственной экономике. Иными словами, здесь говорится об устойчивой денежной и финансовой системе, о высоком прожиточном уровне всего населения страны.
  • Политические гарантии. Такие гарантии предусматривают приоритетные стороны личности и каждого гражданина в государственной структуре и в обществе в целом. Необходимо для нормальной и качественной жизнедеятельности создавать устойчивую и крайне стабильную государственную власть, которая будет создана в системе демократии.
  • Организационные гарантии. Такие гарантии наделены необходимыми несудебными и судебными органами, они могут обеспечивать важную и стратегическую защиту административно – правовых, конституционных и иных свобод и прав каждого гражданина.
  • Юридические гарантии. Такие гарантии затрагивают права, которые закреплены свободами и правами граждан страны с системе административного права.
Автор статьи
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Следующая
ЗаявленияЧто делать с использованными средствами индивидуальной защиты?

Добавить комментарий

Adblock
detector