Закон об авторском праве РФ: какие права подразумевается под личными имущественными и неимущественными?

Описание книги «Закон об авторском праве и смежных правах»

Описание и краткое содержание «Закон об авторском праве и смежных правах» читать бесплатно онлайн.

Закон об авторском праве и смежных правах

Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах»

(с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.)

Действующая редакция с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ (опубликован в «Российской газете» 28 июля 2004 года, вступил в силу с даты опубликования).

Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ, вступили в силу с 28 июля 2004 года (дня официального опубликования Федерального закона в «Российской газете»), кроме изменений к статьям 16, 37, 38 и 39, относящихся к введению нового «права на доведение до всеобщего сведения», которые вступают в силу с 1 сентября 2006 года.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Закона, Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», федеральных законов.

(в редакции Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ)

Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение:

автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

аудиовизуальное произведение – произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле– и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;

база данных – объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ);

воспроизведение произведения – изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко– и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях – одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением;

воспроизведение фонограммы – изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе;

запись – фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

изготовитель аудиовизуального произведения – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом;

изготовитель фонограммы – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом;

исполнение – представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком);

исполнитель – актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
обнародование произведения – осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом;

опубликование (выпуск в свет) – выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы;

передача в эфир – сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой;

передача организации эфирного или кабельного вещания – передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

показ произведения – демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности;

последующая передача в эфир – последующая передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;

программа для ЭВМ – объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;

произведение декоративно-прикладного искусства – двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом;

публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения – любые показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;

режиссер – постановщик спектакля – лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля (представления);

репродуцирование (репрографическое воспроизведение) – факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание; репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме;

к содержанию ↑

Авторское право и плагиат

С распространением интернета вопрос сетевого пиратства и неправомерного использования результатов чужого интеллектуального труда стоит очень остро. Мы надеемся, что знакомство с основными аспектами авторского права поможет вам почувствовать себя более уверенно и избежать неприятностей.

Писателю нужно знать об авторском праве на книгу всё. По двум причинам.

Во-первых, это знание поможет ему защитить свои творения от недобросовестного использования. В наши дни копирование и публикация информации в сети занимает считанные секунды.

И всегда найдется «добрый человек», который отправит нужную книгу в свободное плавание. Так что каждому автору важно понимать, какие права ему принадлежат.

Во-вторых, и сам писатель может невольно стать правонарушителем, если он не обладает юридическими знаниями.

к содержанию ↑

История

Относительно недавно (в историческом масштабе) человечеству не приходило в голову заботиться об авторстве творений. Писатели и поэты легко заимствовали темы, сюжеты и идеи для своих произведений.

Крылов перерабатывал Лафонтена, Шекспир использовал придуманные до него сюжеты, легенды о Фаусте, Дон Жуане, народные сказки привлекали многих авторов, которые уверенно ставили на обложке свое имя. Так же обстояло дело и с другими продуктами интеллектуальной деятельности.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Законодательно защищать права авторов на их произведения стали лишь в начале XVIII века. В 1710 году вступил в силу первый в истории закон об авторском праве — Статут королевы Анны.

Под его защиту попадали авторы книг, карт и чертежей. Право на владение своим произведением предоставлялось на 14 лет, далее его можно было продлить на такой же срок.

В России зачатки авторского права на книги появились лишь в 1828 году. Тогда в Цензурном уставе появилась глава, в которой оговаривались права сочинителей на свои труды.

Справедливости ради стоит отметить, что сроки были весьма впечатляющими: автору давалось исключительное право на владение своими произведениями в течение всей его жизни, и еще 25 лет после смерти автора правами обладали его наследники. В 1911 году был принят новый закон, в рамках которого было закреплено, что любая работа могла свободно переводиться на иностранный язык.

С приходом к власти Советов появились новые нюансы. Так, например, по решению властей некоторые работы могли быть признаны государственным достоянием и переходили в собственность государства.

Сегодня авторское право на книги в России регулируется множеством документов, включая Всемирную Женевскую конвенцию об авторском праве, действующую в нашей стране с 1973 года, и Бернскую конвенцию об охране художественных и литературных произведений, вступившую в силу на территории РФ с 1995 года.

к содержанию ↑

Запрещено, что не разрешено

Вы написали роман или в процессе работы завершили всего лишь несколько глав — на все это уже никто не вправе посягнуть. Нельзя использовать произведение без письменного разрешения автора или иного правообладателя. В частности, запрещено без лицензии автора:
  • Корректировать, редактировать, искажать произведение, нарушая его целостность
  • Копировать и воспроизводить произведение каким-бы то ни было способом полностью или частично
  • Распространять произведение любыми способами. Нельзя размещать в интернете в свободном доступе безвозмездно или за плату, продавать через торговые точки, раздавать экземпляры чужого произведения прохожим
  • Публичнодемонстрировать, исполнять произведения на публике (на сценах театров, на экранах, озвучивать по радио)
  • Перерабатывать каким-либо образом, например, в электронный или аудиовизуальный формат
  • Переводить на другие языки

Оформление книги и иллюстрации, если они были созданы специально для вашего произведения, также охраняются законом, и их использование без ведома их творца строго запрещено.
Если вы хотите оформить свою книгу фотографиями или рисунками, найденными в сети, вам необходимо получить разрешение у правообладателей изображений.

Иначе включение таких иллюстраций в книгу незаконно!

к содержанию ↑

Что можно?

Есть условия, при которых допускается свободное использование произведения без ведома автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:

  • Цитирование в разумном объеме. Это очень сложный вопрос, так как законом не установлены четкие границы дозволенного. Если без цитаты нельзя обойтись, нужно помнить, что она должна иллюстрировать или подтверждать основную мысль, быть уместной и не слишком объемной
  • Использование чужого произведения в качестве иллюстраций в образовательных целях. Например, фрагмент рассказа или фотография могут быть частью учебной презентации для школьников или студентов, чтобы продемонстрировать особенность жанра или художественного стиля
  • Воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения

Пародии и карикатуры можно создавать свободно, ни у кого не спрашивая разрешения

к содержанию ↑

Дружба дружбой.

Если вдруг вы, подобно Ильфу и Петрову, творите вместе с товарищем, то в вашем случае важно знать о двух видах соавторства: делимом и неделимом. В первом случае часть произведения, созданная одним из авторов, может быть использована отдельно и независимо от других частей.

Во втором — части каждого из авторов неразрывно связаны и представляют единое целое. Авторские права на книгу принадлежат обоим совместно и в равной степени.

Чтобы между авторами не было недопонимания и размолвок на почве общего дела, лучше заключить между соавторами соглашение.

к содержанию ↑

Закон и свобода

Писатель — профессия творческая, а творчество предполагает и полет фантазии, и свободу выражения мысли. Но все же общество ставит нам рамки, определенные законом.

Он защищает автора, но он же требует от него дисциплины и ответственности. Авторские права на книги гарантируют писателю неприкосновенность его труда.

Давайте уважать труд собратьев по перу и создателей художественных ценностей — это залог открытого и честного арт-пространства.

Переходите в редактор и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге!

Принят Государственной Думой 25 июня 2004 года

Одобрен Советом Федерации 7 июля 2004 года

Внести в Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1242; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2866) следующие изменения:

1) статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах

Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Закона, Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», федеральных законов.»;

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

1) распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

2) распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

3) распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.»;

б) пункт 2 после слова «считается» дополнить словом «впервые»;

в) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия авторского права и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Законом срока действия авторского права.

При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия авторского права на территории Российской Федерации не может превышать срок действия авторского права, установленный в стране происхождения произведения.»;

а) дополнить новым абзацем одиннадцатым следующего содержания:

«сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).»;

б) абзац одиннадцатый считать пунктом 21 и в нем слово «Исключительные» заменить словами «21. Исключительные»;

а) в абзаце первом слово «Допускается» заменить словами «1. Допускается»;

б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:

«2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем.

При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.»;

а) в абзаце первом пункта 1 слова «50 лет» заменить словами «70 лет»;

б) в абзаце первом пункта 3, пункте 4, абзаце первом пункта 5 слова «50 лет» заменить словами «70 лет»;

6) абзац второй пункта 1 статьи 28 признать утратившим силу;

7) пункт 4 статьи 35 изложить в следующей редакции:

«4. Предоставление на территории Российской Федерации охраны в соответствии с настоящим Законом объектам смежных прав иностранных физических и юридических лиц на основании международных договоров Российской Федерации осуществляется в отношении соответствующих исполнения, фонограммы, передачи в эфир, передачи по кабелю, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия смежных прав и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Законом срока действия смежных прав.»;

8) пункт 2 статьи 37 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
«6) сообщать запись исполнения или постановки для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).»;

9) пункт 2 статьи 38 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

«5) сообщать фонограмму для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).»;

10) статью 39 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на доведение до всеобщего сведения фонограммы.»;

11) пункт 1 статьи 48 изложить в следующей редакции:

«1. Незаконное использование произведений или объектов смежных прав либо иное нарушение предусмотренных настоящим Законом авторского права или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;

12) дополнить статьями 481 и 482 следующего содержания:

«Статья 48(1). Технические средства защиты авторского права и смежных прав

1. Техническими средствами защиты авторского права и смежных прав признаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав.

2. В отношении произведений или объектов смежных прав не допускаются:

1) осуществление без разрешения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, действий, направленных на снятие ограничений использования произведений или объектов смежных прав, установленных путем применения технических средств защиты авторского права и смежных прав;

2) изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любого устройства или его компонентов, их использование в целях получения дохода либо оказание услуг в случаях, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторского права и смежных прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

Статья 48 (2). Информация об авторском праве и о смежных правах

1. Информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

2. В отношении произведений или объектов смежных прав не допускаются:

1) удаление или изменение без разрешения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, информации об авторском праве и о смежных правах;

2) воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения, доведение до всеобщего сведения произведений или объектов смежных прав, в отношении которых без разрешения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, была удалена информация об авторском праве и о смежных правах.»;

13) статью 49 изложить в следующей редакции:

«Статья 49. Гражданско-правовые способы защиты авторского права и смежных прав

1. Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.

3. Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.

4. Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав в установленном законом порядке вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

5. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, в порядке, установленном законом, вправе обращаться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией.»;

14) дополнить статьей 491 следующего содержания:

«Статья 49 (1). Конфискация контрафактных экземпляров произведений или фонограмм

1. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иные орудия совершения правонарушения подлежат конфискации в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта «а» пункта 3, пунктов 8, 9 и 10 статьи 1 настоящего Федерального закона, и применяется к отношениям в области авторского права и смежных прав, возникшим после вступления его в силу.

По отношениям в области авторского права и смежных прав, возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.

2. Подпункт «а» пункта 3, пункты 8, 9 и 10 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2006 года.

Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
3. Сроки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются во всех случаях, если пятидесятилетний срок действия авторского права не истек на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

1. Авторское право юридических лиц, возникшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, со дня создания произведения.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Считается, что защитой авторских прав занимаются исключительно известные поэты, писатели, музыканты и учёные.

А между тем авторское право возникает при создании любого продукта творческой или научной деятельности: будь то докторская диссертация или стихотворение, написанное на день рождения маме.

Особо актуальным становится вопрос о защите авторских прав в связи с тем, что в России не предусмотрена обязательная регистрация продуктов творческой и научной деятельности, за исключением технических изобретений и компьютерных программ, которые регистрируются в Роспатенте, особенно если предполагается коммерческое использование.

к содержанию ↑

Законы, защищающие авторские права

Как и любой нормативно-правовой институт, авторское право имеет свою законодательную базу:

  • Гражданский кодекс РФ. В статье 1259 подробно описаны объекты авторского права, а пункт 4 данной статьи гласит, что для установления авторства никакая регистрация или документальное подтверждение не требуются;
  • Конституция Российской Федерации. Основной закон России объявляет свободу всякого творчества, и именно продукты такой деятельности и являются объектами авторского права;
  • Федеральный закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». В статье 6 подробно описаны свойства объекта авторского права, а сам закон регулирует отношения правообладателей, коммерческих организаций и пользователей;
  • Региональные законодательные акты могут содержать иные нормы авторского права, так как в России вопросы об авторстве относятся к совместной компетенции региональной и федеральной власти.

Узнать больше о том, как вести себя в суде вы можете из этой статьи.

Автор статьи
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Следующая
Виды праваПрием товара в магазине: документы для подтверждения приемки товара, кто может принимать продукцию

Добавить комментарий

Adblock
detector