ЗАТЯГИВАНИЕ СРОКА ВЫПУСКА ТОВАРА, КАК НАЙТИ КРАЙНЕГО… (“Задержка груза” на таможне)

Причины задержек таможенного оформления

Как уже отмечалось выше, задержки в оформлении происходят после регистрации декларации. Срок выпуска документа после регистрации условно можно разделить на три части:

не позднее 1-го рабочего дня после регистрации;

В соответствии со ст. 119 ТК ЕАЭС, выпуск декларации должен быть осуществлен в течение 4-х часов после её регистрации. Однако этот срок может быть продлён по следующим причинам:

Ошибки, в т.ч. технические ошибки, которые обнаружены Декларантом, из-за чего, направлено обращение о внесении изменений в декларацию в таможенный орган, принявший ее. Иными словами инициируется корректировка декларации по инициативе Декларанта.

Декларантом не выполнены требования по корректировке таможенной декларации.

Таможенным органом в соответствии с СУР принято решение о проведении иных форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих его проведение.

По этим причинам оформление не производится в течение 4 часов и должно быть завершено не позднее 1-го рабочего дня после дня регистрации. Но этот срок также продлевается до 10 рабочих дней, если:

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
начатая форма таможенного контроля и (или) мера, обеспечивающая его проведение, не может быть завершена на следующий день после регистрации;

Декларант не успевает скорректировать документ, согласно требованиям;

Декларанту необходимо время для предоставления таможенного обеспечения дополнительно начисленных платежей в случае, если орган усомнился в правильности заявленной стоимости товаров.

Однако и этот срок (10 рабочих дней) не предельный, он тоже может быть продлён на срок завершения начатых иных форм контроля.

Таким образом, причины задержки таможенного оформления можно сгруппировать в 2 блока:

Продление таможенного оформления из-за ошибок Декларанта при декларировании.

Срабатывание СУР. Следует отметить, что СУР в таможенных органах при оформлении с появлением Центров электронного декларирования (ЦЭД), срабатывает очень часто и повсеместно.
к содержанию ↑

Действия Декларанта при задержках таможенного оформления

Самое главное в ситуации при задержках таможенного оформления – не паниковать и не обращаться к другим компаниям Таможенным представителям (брокерам), пытаясь оформлять товары через них. Как уже отмечалось, проблема повсеместная по всей РФ, т.к. идёт становление ЦЭД по всей стране – переходный период.

Но мы полагаем, что у таможенного органа всё-таки есть, так называемое слабое место, на которое можно и нужно делать акцент. Это слабое место заключается в тотальном несоблюдении органами п.

9 ст. 119 ТК ЕАЭС.

Согласно этому пункту, таможенный орган обязан уведомлять Декларанта о продлении срока выпуска декларации, если она не выпускается в течение 1-го рабочего дня после её регистрации. Также отмечаем, что исходя из принципа электронного декларирования, это уведомление должно поступать именно через единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС) органов в адрес Декларанта и никак иначе (не через электронную почту, не по телефону).

Так, должностное лицо таможенного органа обязано сформировать электронное сообщение c кодом CMN.11111 о продлении срока выпуска декларации и направить его через ЕАИС Декларанту. Это очень важно для Декларанта, потому что в сообщении необходимо указать новый срок выпуска, от этого строится дальнейшая транспортно-логистическая цепочка.

Статья 195. Основания для выпуска товаров и порядок выпуска товаров

1. Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:

1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств-членов таможенного союза;

2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса – международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза;

3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Декларант несет ответственность, предусмотренную законодательством государств-членов таможенного союза за недостоверность предоставленной информации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

3. Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 настоящего Кодекса.

4. Выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию, коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений в информационные системы таможенного органа.

Статья 196. Срок выпуска товаров

1. Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Указанный срок включает время проведения таможенного контроля.

2. Срок выпуска товаров может быть продлен с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа или уполномоченного им должностного лица и не может превышать десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. При применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 настоящего Кодекса выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.

Указанный срок может быть продлен в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и не может превышать десяти рабочих дней со дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, принявшему таможенную декларацию.

Статья 197. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации

1. При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию таможенного союза отдельных категорий товаров, указанных в статье 178 настоящего Кодекса, а также при применении специальных упрощений в отношении уполномоченных экономических операторов в соответствии с пунктом 2 статьи 41 настоящего Кодекса, выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены:

1) коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и фактурную стоимость товаров;

2) обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары;

3) документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на момент подачи таможенной декларации.

2. При выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров:

1) возникает у декларанта с момента такого выпуска;

2) прекращается в случаях, установленных подпунктами 1) – 7), 9) и 10) пункта 2 статьи 80 настоящего Кодекса, и при внесении (проставлении) в (на) таможенной декларации отметок о выпуске товаров;

до истечения срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, действующие на день регистрации таможенной декларации;

в случае, если в течение срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, в отношении товаров, выпущенных до подачи таможенной декларации, таможенным органом не внесены (проставлены) в (на) таможенной декларации отметки о выпуске товаров – в последний день срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, действующие на последний день срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи.

3. В отношении товаров, указанных в статье 178 настоящего Кодекса, за исключением товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также гуманитарной и технической помощи, при их выпуске до подачи таможенной декларации предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

4. Выпуск до подачи таможенной декларации товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, применяется при условии, что сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не превышает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного уполномоченным экономическим оператором в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса, если это предусмотрено законодательством государств-членов таможенного союза.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Статья 198. Выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта

1. Если таможенные органы принимают решение о необходимости исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы с целью проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации или иных документах, представленных таможенным органам, выпуск товаров производится до получения результатов таможенной экспертизы при условии, что декларантом предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения таких исследований или экспертиз.

2. Выпуск товаров не производится только в случае обнаружения таможенными органами признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение.

Статья 199. Выпуск товаров при выявлении административного правонарушения или преступления

1. В случае выявления административного правонарушения или преступления выпуск товаров может быть осуществлен до завершения производства по делу или завершения административного процесса, если такие товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

2. Законодательством государств-членов таможенного союза может быть предусмотрена необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены.

Статья 200. Условно выпущенные товары

1. Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.

2. Условно выпущенные товары могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот.

3. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

4. Товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств-членов таможенного союза.

После прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов либо наступления иных обстоятельств, предусмотренных международными договорами и (или) законодательством государств-членов таможенного союза, условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза.

Условно выпущенные товары, в отношении которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, прекращается уплатой (взысканием) таможенных пошлин, налогов, не подлежат представлению для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в этом случае определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

5. Законодательством государств-членов таможенного союза могут быть установлены иные случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным.

Статья 201. Отказ в выпуске товаров

1. При несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.

Порядок оформления отказа в выпуске товаров определяется решением Комиссии таможенного союза.

2. Таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза, за исключением случаев, если:

выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены;

выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Статья 195. Основания для выпуска товаров и порядок выпуска товаров

1. Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:

1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств — членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров (подпункт дополнен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года; 2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с:

пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса — международными договорами государств — членов таможенного союза;

пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса — законодательством государств — членов таможенного союза;

3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Пункт исключен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года..

3. Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 настоящего Кодекса.

4. Выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза, если иной порядок не установлен решением Комиссии таможенного союза, путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений — в информационные системы таможенного органа (пункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.

1. Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией таможенного союза, должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 (четырех) часов с момента регистрации декларации на товары, а в случае, если декларация на товары зарегистрирована менее чем за 4 (четыре) часа до окончания времени работы таможенного органа — не позднее 4 (четырех) часов с момента начала времени работы этого таможенного органа.

Указанные сроки включают время проведения таможенного контроля.

2. При применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 настоящего Кодекса выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.

3. Выпуск товаров может быть приостановлен в соответствии со статьей 331 настоящего Кодекса.

4. Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

5. Решением Комиссии таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза могут быть установлены менее продолжительные сроки выпуска товаров, чем установленные в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 197. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации

1. При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию таможенного союза отдельных категорий товаров, указанных в статье 178 настоящего Кодекса, а также при применении специальных упрощений в отношении уполномоченных экономических операторов в соответствии с пунктом 2 статьи 41 настоящего Кодекса, выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены:

1) коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров (подпункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года;

2) обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары;

3) документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на дату подачи таможенной декларации (подпункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.

2. При выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров:

1) возникает у декларанта с даты такого выпуска (подпункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года;

2) прекращается в случаях, установленных подпунктами 1) — 7), 9) и 10) пункта 2 статьи 80 настоящего Кодекса, и при внесении (проставлении) в (на) таможенной декларации отметок о выпуске товаров;

до истечения срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, действующие на день регистрации таможенной декларации;

в случае, если в течение срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, в отношении товаров, выпущенных до подачи таможенной декларации, таможенным органом не внесены (проставлены) в (на) таможенной декларации отметки о выпуске товаров — в последний день срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, действующие на последний день срока, указанного в подпункте

3. В отношении товаров, указанных в статье 178 настоящего Кодекса, за исключением товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также гуманитарной и технической помощи, при их выпуске до подачи таможенной декларации предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

4. Выпуск до подачи таможенной декларации товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, применяется при условии, что сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не превышает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного уполномоченным экономическим оператором в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса, если это предусмотрено законодательством государств — членов таможенного союза.

Статья 198. Выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта

1. Если таможенные органы принимают решение о необходимости исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы с целью проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации или иных документах, представленных таможенным органам, выпуск товаров производится до получения результатов таможенной экспертизы при условии, что декларантом предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения таких исследований или экспертиз.

2. Выпуск товаров не производится только в случае обнаружения таможенными органами признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение.

Статья 199. Выпуск товаров при выявлении административного правонарушения или преступления

1. В случае выявления административного правонарушения или преступления выпуск товаров может быть осуществлен до завершения производства по делу или завершения административного процесса, если такие товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
2. Законодательством государств — членов таможенного союза может быть предусмотрена необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены.

1. Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:

1) предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;

2) ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 настоящего Кодекса, после выпуска товаров;

3) государством — членом таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.

2. Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот.

Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, — запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.

Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться только в пределах территории государства — члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск.

3. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

4. Товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств — членов таможенного союза.

5. Условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза после:

1) прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, — в отношении товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи;

2) представления документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 настоящего Кодекса, — в отношении товаров, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи;

3) уплаты ввозных таможенных пошлин в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, — в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
6. Международными договорами и (или) решениями Комиссии таможенного союза могут быть установлены иные обстоятельства, при которых условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза.

7. Для приобретения статуса товаров таможенного союза условно выпущенные товары не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов либо представления документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 настоящего Кодекса, в случаях, указанных в подпунктах 1-3 пункта 5 настоящей статьи, определяются законодательством государств — членов таможенного союза.

8. Международными договорами государства — члена таможенного союза или законодательством государств — членов таможенного союза могут быть установлены иные случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным.

1. При несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 настоящего Кодекса и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению (пункт дополнен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года.

Порядок оформления отказа в выпуске товаров определяется решением Комиссии таможенного союза.

2. Таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза, за исключением случаев, если:

выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены;

выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.


Статья 196 ТК ТС. Сроки выпуска товаров

Сроки выпуска товаров установлены ст. 196 ТК.

В зависимости от конкретных обстоятельств перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, помещения под определенные таможенные процедуры срок выпуска товаров в каждом конкретном случае может быть различной продолжительности и исчисляться по-разному: со дня регистрации таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений либо со дня предъявления товаров таможенному органу.

Со дня регистрации таможенной декларации исчисляется общий срок выпуска, который составляет по общему правилу 1 рабочий день, следующий за днем регистрации таможенной декларации. В отношении временно ввозимых и экспортируемых товаров (перечень которых определен решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 815 ), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, выпуск должен быть завершен не позднее 4 часов с момента регистрации декларации на товары, а в случае, когда декларация на товары зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, — не позднее 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа.

Указанные сроки включают время проведения таможенного контроля. Решением Комиссии и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза могут быть установлены менее продолжительные сроки выпуска товаров.

Так, например, согласно ч. 6 ст.

283 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» срок выпуска научных или коммерческих образцов при их временном вывозе составляет четыре часа с момента принятия таможенной декларации при условии представления одновременно с таможенной декларацией всех необходимых документов, за исключением случаев, если в соответствии с указанным Федеральным законом отдельные документы могут быть представлены после выпуска товаров.

Со дня предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, исчисляется срок выпуска при применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со ст. 193 ТК.

В этом случае выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу.

Таким образом, срок выпуска товаров исчисляется со дня наступления событий (совершения действий), достаточных в соответствии с ТК или признаваемых достаточными таможенным органом для осуществления выпуска товаров.

Срок выпуска товаров может быть продлен. В п.

4 ст. 196 ТК предусмотрено право таможенного органа продлевать срок выпуска на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, но не больше чем на 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

В связи с тем что основания продления сроков таможенного оформления отсутствуют, данная норма применяется по усмотрению должностных лиц таможенных органов. Тем не менее в ч.

2 ст. 220 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлены исключительные случаи возможности продления срока выпуска и указаны юридические факты, ограничивающие срок продления.

В перечень таких случаев включены как ситуации, в которых не были предоставлены какие-либо документы, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов или было необходимо провести дополнительную проверку, так и обстоятельства, когда продление инициирует сам декларант в связи с необходимостью уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнительно начисленных в соответствии с решением таможенного органа. Срок продления при указанных обстоятельствах ограничен, соответственно, моментом предоставления документов, обеспечения уплаты или уплаты таможенных пошлин, налогов, окончания проверки.

Срок выпуска также продлевается, если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары (ч. 3 ст.

220 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

Нормами национального законодательства Республики Беларусь и Республики Казахстан подобные ограничения по свободному усмотрению должностных лиц в принятии решения о продлении срока выпуска товаров не установлены.

Приостановление выпуска возможно, если при совершении операций с товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, были обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности. Срок, на который может быть приостановлен выпуск таких товаров, составляет 10 рабочих дней с возможным продлением его до 20 рабочих дней.

Порядок приостановления срока выпуска таких товаров регламентирован ст. 331 ТК.

С 1 января 2020 в странах ЕАЭС – России, Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии — действует новый единый таможенный кодекс (ТК ЕАЭС). Что изменится для юридических лиц и граждан с его вступлением в силу? Консультирует Группа компаний “ГНК” .

Согласно ст. 2 Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подписанном странами-участницами 11 апреля 2017 г., документ вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами необходимых внутригосударственных процедур.

30 декабря 2017 г. договор был ратифицирован последней из пока не сделавших это стран — Киргизией, и с 1 января 2020 г.

новый ТК вступил в силу.

Со вступлением в силу нового кодекса своё действие утратили Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. и ряд иных международных договоров и норм, ранее регулировавших таможенные вопросы ЕАЭС.

Это, например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза 2008 г., Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов Таможенного союза 2010 г. и пр.

В Евразийской экономической комиссии заявляют, что новый кодекс призван облегчить жизнь бизнесу всех стран евразийской «пятерки», поскольку

правила прохождения таможни теперь полностью совпадают.

Первая особенность нового ТК ЕАЭС – единство таможенных правил для всех входящих в союз стран. Так, если “старый” ТК Таможенного союза во многом ссылался на национальное законодательство, то в новом ТК ЕАЭС предусмотрена максимальная унификация таможенных правил.

Сегодня правила таможенного оформления в принципе одинаковы для всех предпринимателей и физлиц всех стран союза за счет сокращения т.н. «национального сегмента» правового регулирования.

Однако не во всем. Так, например, организация системы управления рисками, речь о которой пойдет ниже, регулируется национальным законодательством стран-участниц.

Вторая отличительная черта – стремление сделать таможенный документооборот полностью электронным и автоматизированным. Автоматизированным будет также выпуск товара.

Новый ТК ЕАЭС включает в себя 9 разделов, 61 главу, 465 статей, 2 приложения. Применяется к отношениям, регламентируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу, а также к возникшим со дня его вступления в силу правам и обязанностям по ранее возникшим отношениям.

Положения нового кодекса обладают приоритетом над иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право ЕАЭС (п.4 ст.1 ТК ЕАЭС). Не урегулированные международными договорами до момента вступления в силу ТК таможенные правоотношения регулируются законодательством государств – членов Союза (п.4 ст.1 ТК ЕАЭС).

Полная «оцифровка»

Большинство операций таможенного оформления теперь можно совершать удаленно — при наличии электронной цифровой подписи. Кодексом установлен безусловный приоритет электронной документации над «бумажными» документами.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Например, если ТК Таможенного союза ТК ТС в ст. 179 предоставлял декларантам на выбор письменную и(или) электронную форму таможенной декларации, то в ст.

104 ТК ЕАЭС прямо сказано, что таможенное декларирование товаров осуществляется в электронной форме, а в письменной – лишь допускается в отношении отдельных групп товаров либо в оговоренных случаях (в т.ч. по причине неисправности информационных систем).

Уменьшено количество предоставляемых вместе с декларацией документов. Это касается декларации на товары, транзитных деклараций, а также деклараций на транспортное средство (ТС). Например, согласно ст.

109 ТК ЕАЭС, “подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары” (исключая ситуацию с подачей декларации в “бумажном” виде).

Если необходимые документы или данные могут быть получены таможенными органами в рамках собственных информационных систем или систем взаимодействия госорганов, новый ТК (п. 2 ст. 80) разрешает заявителям их не предоставлять. Достаточно указать лишь сведения об этих документах.

Автоматический выпуск

Кроме того, принятие решений по каждой операции осуществляется в автоматическом режиме и тем самым обезличивается. Функционал принятия решений во многом возлагается на информационную систему таможенных органов (п.3 ст.

82, ст.ст. 118, 125, 310 ТК ЕАЭС).

По словам министра по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Мукая Кадыркулова, все решения — начиная от регистрации декларации и заканчивая выпуском товаров в свободное обращение — будет принимать компьютер, а не таможенный инспектор. В случае, если стандартную проверку товар не прошел, сработает так называемая система управления рисками.

Она же затребует от декларанта дополнительные документы.

Сроки и исправления декларации

Сокращены сроки выпуска товаров. Согласно ст. 119 ТК ЕАЭС, выпуск должен быть завершен таможенным органом в основном в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации. Ранее стандартный срок выпуска составлял «не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации».

Однако если, например, с участника ВЭД были затребованы дополнительные документы, декларация поступила в таможенный орган менее, чем за 4 часа до окончания рабочего дня, в нее не вносились изменения и пр., то этот срок может быть продлен – до «не позднее следующего рабочего дня», а в ряде случаев – и более одного дня (п.4 ст.119 ТК ЕАЭС). Кстати, по новым правилам предприниматели могут вносить изменения в уже поданную декларацию – до момента запроса система управления рисков не запросила документы в подтверждение заявленных в декларации сведений, а таможенный инспектор не уведомил о месте и времени таможенного досмотра.

Отсрочка таможенных платежей

Отсрочка либо рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин с уплатой процентов за это (1/360 от ставки рефинансирования (ключевой ставки, учетной ставки), которая устанавливается в стране таможенного выпуска), а также и без уплаты была предусмотрена и ТК ТС.

Аналогичные положения об отсрочке в отношении товаров, ввозимых для внутреннего потребления, содержатся и в ТК ЕАЭС (п.3 ст 58), однако кодекс таможенного союза содержал отсылочную норму к международному договору, в то время как ТК ЕАЭС в ст. 59 прямо оговаривает правила в отношении изменения сроков таможенных платежей.

В целом, предоставляются три вида рассрочек/отсрочек:

  • на один месяц под обеспечение уплаты с уплатой процентов;
  • на срок до полугода под обеспечение уплаты без уплаты процентов — в случае причинения плательщику ущерба из-за обстоятельств непреодолимой силы, задержки оплаты плательщиком госзаказа, при поставках по международным договорам с госучастием, при ввозе
    ряда сельхозтоваров и при иных основаниях, определяемых Евразийской экономической комиссией;
  • на срок до полугода под обеспечение уплаты с уплатой процентов при ввозе на таможенную территорию Союза товаров для использования в промышленной переработке.

П.2. ст. 58 ТК установлено, что основания для изменения сроков уплаты налогов, а также условия и порядок их изменения устанавливаются законодательством государства-члена, в котором они уплачиваются.

Институт уполномоченного экономического оператора (УЭО)

Этот институт подвергся доработке (гл. 61 ТК ЕАЭС).

УЭО – это юридическое лицо, включенное в специальный реестр, в силу чего обладающее низкорисковым статусом и пользующееся специальными упрощениями (фактически – льготами) на таможенной территории ЕАЭС (например, выпуск товаров до подачи декларации, непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и др.) В новом ТК значительно выросло количество упрощений для УЭО (ст. 437).

Кроме того, расширился перечень юридических лиц, которые могут претендовать на статус УЭО (ст. 433 ТК ЕАЭС).

Ранее операторами могли быть только экспортёры и импортеры.

Новые лимиты для физических лиц

Автор статьи
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Следующая
ЗаконыРунический став на возврат негатива

Добавить комментарий

Adblock
detector